Рецензии А. Скворцова (директор группы «Меркатор»)
Дорогие коллеги!
По просьбе организаторов Конкурса я буду смотреть и рецензировать ваши фильмы. У нас в компании (в Меркаторе) есть правило: критика полезнее и важнее, чем комплименты. Здесь я собираюсь придерживаться того же правила. Недостатки постараюсь отметить все, а достоинства — только самые выдающиеся. Я уверен, что такой подход будет и авторам фильмов полезнее (хотя не скажу, что приятнее), и читателям интереснее.
А если у вас возникнут какие-то вопросы, я всегда рад ответить. Пишите мне на postman@mercator.ru
АрселорМиттал (Aperam)
Любят все-таки в Европе вдохновенные ролики! Как и неспешные переговоры под красное вино, с разговорами о семье. Обязательная составляющая бизнес-культуры.
Ролик симпатичный (хотя стилистическому решению уже лет семь, а сейчас в моде ролики «под инфографику»). Про компанию мы из него не узнаем ничего, кроме того, что она занимается сталью, и знает, кому заказывать ролики.
Очевидно, это телевизионный формат, цель которого дать известность новому промышленному бренду, и в этом случае все уместно и хорошо.
Arevа (оборудование для ядерной энергетики) крутит по ТВ ролики про то, как они дают тепло и движение в города. «Мицубиси хеви индастриз» делает ролики о том, как они создают будущее. Apream сообщает обществу, что ее страсть - сталь. Для массовой коммуникации это то, что надо. Бренд на слуху, это главное.
Fives Stein
Волшебный видеоряд, которому очень мешают титры.
Очень красивые съемки. Непросто так снять промышленное оборудование. Именно поэтому оно забирает на себя все внимание, и читать титры совсем не хочется. Иногда их просто невозможно прочесть - слишком быстро проскакивают.
Что делать?
Во-первых, я бы заменил «Power-Point» в начале. Там очень важная информация, а подана уныло. Я бы предложил сюда хорошие шрифтовые композиции, чтобы и лаконичность и строгость не нарушить, и визуальное разнообразие , и ассоциативность добавить.
Сейчас - телесуфлер. Читать его скучно, даже тем, кому по бизнесу очень надо прочитать.
Во-вторых, титры вместе с видео читать сложно. Варианты: или сократить объем текста в несколько раз, и держать титр крупно на фоне видео намного дольше, или писать титры в полный кадр (так же сделав шрифтовую композицию), предваряя следующий видеосюжет.
Небольшая переделка и будет великолепное промо.
ООО «ПФК «Дипос»
Это очень хороший ролик! Я думаю, что он реально помогает продажам. Оборудование показали. Очень наглядно показали весь ассортимент, причем он показан «в деле».
Когда все так хорошо с содержанием, можно подумать и о дизайне. А он хромает. Вот лишь несколько советов:
- Используйте фотографии и видео в полный кадр. Не нужны зрителям эти красные поля. Зрителю хочется все разглядеть, и не надо ему мешать! Единого стиля титров вполне достаточно для того, чтобы зритель не забыл, что он смотрит именно ваш ролик;
- Во всех титрах одного порядка кегль шрифта должен быть одинаковым, и достаточно крупным, чтобы легко читаться. Ни в коем случае нельзя «сжимать» текст, чтобы он влез в рамку. Читать его становится очень сложно, не говоря о том, что неприятно;
- Текста местами многовато, я вижу возможности для сокращения без потери содержания;
- Темно-серое по светло-серому - неудачное решение для зрителя (читать тяжело). И местами мелко.
- Выбор шрифта, композиция кадров, взаимное расположение элементов - на троечку.
А вот анимация хорошая, все успеваешь рассмотреть, все понятно, перелеты плавные, продуманные.
Общая оценка: очень позитивно, ролик по делу, и, очевидно, многократно окупается. Дизайном можно заняться, когда конкуренты сделают что-то подобное.
ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА»
Я очень люблю такие ролики, сделанные весело, с душой, без формализма. Конечно, аудиторией такого ролика могут быть только «свои» люди, хорошо знакомые с предприятием. Сотрудники, местная администрация. Они и так все знают, и про самолетики, и про роддом, и про квартиры, и про каток. Если уж есть повод все это им напомнить, то почему бы не весело и не с юмором?
Что еще сообщает нам этот ролик? Что корпоративная культура на предприятии открытая, свободная, творческая. Что «гендир» - человек, искренне переживающий за дело. И если те, кому поручено сделать ролик, делают его с душой, то остается надежда, что и остальные работают на своих местах так же.
Пожалуй, что попадание в цель и целевую аудиторию очень точное, явных огрехов по монтажу и съемкам нет. Там, где нет конкретики в тексте - она в кадре.
Для постороннего зрителя несколько затянуто, но, думаю, свои и дольше бы слушали эту песенку.
ЗАО «ОМК»
Мне очень понравилось (еще до просмотра), что четко сформулированы цели. Вот они: чтобы зрители поняли, что инновации. Чтобы зрители поняли, что инвестируют в России (а не за рубеж). Чтобы зрители поняли, что компания наполняет бюджеты всех уровней и создает рабочие места. (Вопрос о том, кто они, эти зрители, даже неуместно задавать.)
Нет, кроме шуток, GR - это очень важно и сложно, и отлично, что так точно все расписали.
Теперь смотрим фильм. Нет, не фильм - анимационную презентацию.
По дизайну - отлично. Хорошая идея с трубами в космосе, и с голливудскими ассоциациями. И продакшн классный. Тут нет вопросов.
По содержанию - начало прекрасное, сразу и по делу. Хорошие цифры. Если бы ролик закончился где-то на 1:24, я бы, пожалуй, и вовсе не имел бы замечаний.
Но дальше начинается аллегорическая игра. Если в начале уровень коммуникации достоин Зрителей, то дальше идет «продажа фактов без аргументов». Картинка «Издержки снизятся - качество вырастет» для GR проекта выглядит простовато.
Если приглядеться, можно увидеть титр «будет сэкономлено более 1 млрд евро в год» (для экономики России? Для ОМК?). И разглядеть его непросто.
Пустые фразы появились: «оснащен современнейшим оборудованием» - странно, если было бы не так. Про вред пустых фраз я уже много говорил. Отвлекают от главного.
А сравнение с международной космической станцией и вовсе, на мой взгляд, перебор. Аллегории сами и по себе бездоказательны (они только объясняют и привлекают внимание). И я все же полагаю, что МКС (что в космосе) более технологична, чем МКС-5000. Я ошибаюсь? Надо доказывать.
GR коммуникация - одна из самых сложных. Аудитория очень скептическая, очень практически мыслящая. Ее трудно удивить картинками. И уж тем более ее трудно удивить аллегориями. Нужны цифры, факты, доказательные примеры. Первая часть ролика из них и состоит, и она абсолютно великолепна. Вторая половина по аргументации намного слабее.
По целям: что инвестируют в России (и много) - 100% доказано. По наполнению бюджета и рабочим местам - косвенно доказано, так как производство такого масштаба в России это автоматически и бюджет, и места.
Про инновации - на мой взгляд, не доказано (только заявлено). Эффектный ролик и сравнение с космосом - не доказательства.
ЧАО «ПО «Стальканат-Силур»
Неплохое начало - про то, как завод вписан в жизнь Одессы. Еще лучше текст про историю завода. Такое впечатление, что этот в кусок мало вмешивались «бюрократические силы», а вот в остальной фильм, похоже, вмешивались активно. А зря.
Тот, кто писал «историю» хорошо бы написал и все остальное. Фильм (за вычетом общих фраз о модернизации и и т.п.) весь по делу, фактов достаточно, но очень тяжелый на слух текст. Видеоряд, что называется, без претензий, но нормальный.
Целевая аудитория не очевидна - фильм для всех, в одном интервью можно встретить и про санаторий для сотрудников, и про качество продукции.
Короткое резюме: нормальный информационный фильм, с тяжелым текстом и отличным, увлекательным куском про историю.
ЧАО «ПО «Стальканат-Силур»
Не удобно и смотреть видеоряд, и одновременно читать титры сверху и снизу.
Ролик, конечно, простой. Оценить тоже просто. Результат был? Если да, то хороший. Если нет - плохой.
ОАО «Челябинский трубопрокатный завод»
Ого! Мы имеем дело с очень, очень добротно сделанным фильмом. Визуально - конфетка. Кто как, а я не возьмусь критиковать работу оператора и режиссера. Только хвалить. Молоды, красотища. Каждые три секунды (в среднем) - смена плана: новостной темп монтажа. А сам монтаж прям по Эйзенштейну. Мало кадров в статике - все едет, все движется. Картинка «звенит». Интервью прекрасные, живые.
Понятно, почему получился такой хороший фильм - акционеры вон как здорово говорят, и, очевидно, понимают, как надо показывать свои проекты.
Хорошо и ярко использованы аллегории - металла как на полторы Эйфелевы башни, а бетона как на три станции метро. Отлично.
Огромный плюс - что снимали в процессе стройки, получилось классное «было-стало». Текст легкий для восприятия. Все настолько красиво, что даже не хочется интересоваться целью и целевой аудиторией.
Истории поданы с драматургией: проблема - решение. Отдельный плюс - честный рассказ о жизни в кризис.
Но я же обещал не только хвалить. Поищем, что можно улучшить.
Я читал про этот фильм, что была попытка сделать «как Дискавери». Фильм длинный - 27 минут. И если смотреть с позиции «индустриального шоу», то, несмотря на шикарную картинку, интервью, монтаж - где-то к середине становится скучновато. До Дискавери все же не дотянули. Почему?
Потому все же фильм «поверхностный». По охвату фактов - широко, а по погружению в них - мелко.
Например, текст про стройку: «несколько процессов всегда идет одновременно, здесь отказались от стандартной схемы, когда идет проектирование предваряет возведение, и строительство растягивается на несколько лет». Возбудили интерес, супер! Теперь расскажите, как именно и что именно делали одновременно. Почему это стало возможным? Не возникало ли проблем? Это же очень интересно! Но нет, тему заявили, и бегом дальше, к цифрам сколько работало людей да техники.
В чем кайф Дискавери? В том, что смотришь про какой-нибудь карьерный экскаватор, и ощущаешь себя экспертом по нему, знаешь все нюансы, все детали.
Это достигается тем, что рассказывают-то как раз далеко не про все, но уж что берутся описывать - описывают подробно, с деталями, с примерами, с историями. В глубину.
Этого и не хватило. Кое-где было, но немного. Про расширение подъездной трассы в поселке Пильный хорошо раскрыли - стала реально понятна проблема, и как ее пришлось решать. Было интересно. А вот про сам завоз «крупногабаритных деталей» не раскрыли - насколько это монстровые детали? Где их делали? На чем они ехали? С какой скоростью? Ночью? Сколько машин ГАИ полиции их сопровождали? Надолго ли перекрывали дороги?
Полагаю, что фильм в первую очередь для сотрудников. Уверен, что цель достигнута завод вызывает восторг. Но фильм можно было сделать таким, что его на самом деле купил бы канал типа Дискавери. Не дотянули совсем немного: надо поменьше информационный охват, но подробнее внутрь каждой истории.
Но все равно - браво, коллеги!
ПАО «Энергомашспецсталь»
В самом начале фильма проблема с "визуальными доказательствами".
Текст: "с высоты птичьего полета Краматорск похож на уютный зеленый парк". Возможно, так и есть, но в кадре - с высоты птичьего полета - цеха металлургического комбината. Совсем не похоже на зеленый парк. Возникают вопросы ("а сколько еще в фильме смелых допущений, не столь очевидных?") Картинка не должна противоречить тексту.
Не удержались и от "моих любимых" общих слов.
В фильмах таких уникальных предприятий надо уходить в истории и подробности. Это может показаться странным, но вам надо взять какое-то одно, самое сложное изделие, и подробно, с деталями и нюансами, с проблемами и их решениями, описать все, что у нему относится. Тут и модернизация появится (расскажете про новое оборудование, на котором его делают), и контроль качества (как именно оно контролируется у этой детали, сколько параметров, какими приборами?), и про молодых и опытных сотрудников (а кто ее делает? где учились?). Дальше останется показать другие продукты — и картинка "сложится".
Это будет интересно, содержательно. И самое главное - это будет доказательно. Тем более - это видно по видеоряду - предприятию есть что показать, и есть что рассказать.
Теперь текст. Проблема частая, вовсе не уникальная для этой работы. Мы её называем "бульдозер для ушей" — длинные, сложные фразы, в которые заложены сразу пять, а то и семь-восемь тезисов.
Я не поленился выписать одну такую:
(03-38): "Качество производимых заготовок имеет надежный фундамент - современное сталеплавильное производство, оснащенное комплексом внепечной обработки жидкой стали в составе установки ковш-печь и вакууматора, созданным по последнему слову техники на механических вакуумных насосах большой мощности с системой автоматического управления технологическими процессами всего комплекса".
В этой фразе восемь (!) тезисов: У заготовок высокое качество (раз), в его основе - современное производство (два), производство оснащено комплексом внепечной обработки (три), комплекс состоит из ковша-печи и вакууматора (четыре), они оба созданы по последнему слову техники (пять), созданы на механических вакуумных насосах (шесть), насосы эти большой мощности (семь), насосы еще и с системой управления (восемь)!
Сколько из них запомнит зритель? Все ли они важны? Что здесь главное? А если главное это качество, что именно тут говорит о качестве?
Каждый тезис, если уж он оказался достоин упоминания в фильме, должен быть подробно, не торопясь, раскрыт. На примерах.
Такой уж это непростой формат - фильм, что нельзя в нем просто произнести много информации. Это только в "Матрице" - воткнули иглу в затылок, пять секунд - и "я знаю кон-фу".
В фильме информацию надо подавать, как блюдо высокой кухни. Ее надо собрать, отобрать лучшую (пусть меньше фактов, да ярче!), помыть (от шелухи общих слов), приготовить (написать легко и вкусно), украсить (эффектным видеорядом) и с ложечки скормить зрителю (не спеша). Тогда он и доволен останется, и усвоит все как надо.
А вот видеоряд у вас - очень, очень впечатляет. Здорово!
ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»
С тяжелым сердцем приступаю к этой рецензии. Несколько раз бывал в Магнитогорске, прекрасные впечатления и от города, и от людей. А Комбинат! Одно из самых ярких впечатлений жизни, без преувеличения. Это во-первых.
А во-вторых, это эмоциональное видео, а эмоция - это дело личное. Если вам понравился клип - то значит, цель его достигнута, и рецензию можно дальше не читать.
Но по-моему, клип слабее, чем мог бы быть. Не достаточно просто проложить видеоряд в примерном соответствии с текстом песни. Кадры должны быть эмоциональны. Такие кадры в клипе есть, но они в меньшинстве. Более того, кадры должны рассказывать какую-то микро-историю. Тогда клип оживает, и увлекает.
"Повстречал девчонку" - это же радость, молодость, смех, надежды. В кадре - мама с дочкой, это может и не плохо, но план общий, лиц, глаз, эмоций не видно. И истории нет. А можно было бы показать, как город просыпается, молодую семью, утренний кофе, пора на работу, от подъезда помахал рукой жене (она смотрит в окошко), тут и дочка проснулась, машет рядом (проспала?). По 1-2 секунды на кадр. Вот уже история, а с ней - эмоция.
"За друга отвечает друг" - хорошие слова. Но почему-то на них весь клип люди в одиночестве. У двоих и вовсе "друг" - сигарета. А сколько можно было бы снять кадров дружбы! Совещание у начальства (можно целую историю обыграть - кто кого как поддерживает - и глазами, и рука на плече, и как вместе выходят из кабинета со смехом). А в другой раз "за друга друг" - это на производстве один другому что-то серьезно объясняет, показывает, даже ругается. А в третий раз - играют вместе в хоккей! Кстати, где хоккей? Смотрите, сколько может быть красок из жизни города с особой атмосферой! Не нравятся мои примеры - найдите свои, но яркие, живые. "Думайте картинкой".
Я не хочу сказать, что одинокие лица смотрятся плохо. Они хорошие, сосредоточенные. Но для клипа в них маловато действия. Маловато сюжета -
не какой-то искусственной драматургии для всего клипа, а именно микро-истории в каждом кадре.
Хорошие куски: Пролет на вертолете над городом ("здесь гора магнитка"), девчонки перекусывают в цехе (лучший кадр клипа), усталый рабочий садится отдохнуть ("нам дожить бы надо лет хотя б до ста"), парни на скейтах, почти все кадры "морей из чугуна и стали".
Клип - это отличная школа для режиссера, и нет предела совершенству!
И, пользуясь случаем, передаю привет Магнитке!
ПАО «Новокрамоторский машиностроительный завод»
Сразу бросается а глаза очень длинная заставка (50 секунд!). Для фильма - непозволительно много. Все внимание зрителей растеряете. Мы в Меркаторе вообще стараемся начинать фильмы не с заставки, а с интересного сюжета, или с парадоксального факта — в общем, с "крючка", который сразу захватит внимание. А заставка после, и максимум 15 секунд (лучше 10).
Я уверен, что фильм только выиграл бы, если бы начался с 1:10 - с рассказа о первом в Европе слябинге, о стане для Запорожстали, подъемных механизмов для шахт, а также уникальных металлоконструкций для Крымского моста. Это интересно! А для целевой аудитории фильма (людей технического склада ума) - это ОЧЕНЬ интересно. Жаль, что этим проектам в фильме отведено всего 20 (!) секунд. На все. Заставка - в 2,5 раза длиннее. Возможно, история и не так важна, как современная жизнь, но уж точно важнее и интереснее заставки.
Дальше довольно много интересных фактов, а главное замечание традиционное - ОБЩИЕ СЛОВА! Ради интереса - попробуйте выкинуть все "мы постоянно совершенствуем свою продукцию" и "применение самых последних достижений науки и техники ... способствуют улучшению геометрических параметров и качества продукции", и вы удивитесь, насколько легче стало слушать текст. Оставьте только факты, уникальные для предприятия.
Конечно, и язык сложен для восприятия. Несколько мыслей в одной фразе, сложноподчиненные предложения, деепричастные обороты - все это на слух воспринимать сложно. Кстати, "улучшение геометрических параметров" — это "занимают меньше места"?
Еще одно замечание — по озвучке. Голос старательно выделяет каждое слово, будто каждое слово - главное (такая привычка есть у актеров, часто озвучивающих рекламу). Не бывает фразы, в которой все слова - главные. А в фильме - есть. Это тоже затрудняет восприятие.
Съемки - хорошие, много крупных планов, есть фактура, есть интересная хроника. Убираем общие фразы, увеличиваем блок про историю хотя бы до 2-х минут (расскажем 2-3 интересные истории - про тот же Крымский мост - что именно для него делали?), перепишем текст простыми фразами, добавим деталей и подробностей - и будет отличный презентационный фильм!
Видеоряд при этом можно и не трогать.
ОАО «Северсталь»
Не совсем понятно, как этот ролик демонстрирует активы (именно так заявлена цель). Направления бизнеса показаны, согласен. Можете считать меня занудой, но "показать активы" - это когда можно хоть как-то понять ценность объектов. Иначе нет смысла употреблять термин в брифе. Будьте точны.
Судя по формату, истинная цель была "вызвать чувство гордости у сотрудников и их окружения". Что же, по моему мнению, эта цель достигнута.
Ролик хороший! Милые сценки, живые лица. Классные съемки, цветокоррекция, монтаж, музыка. Текст пафосный, но, к счастью, ролик короткий и это не успевает надоесть. Наш зритель приучен к рекламным роликам и не ждет от них большой содержательности. А эмоциональность есть.
ОАО «Трубная Металлургическая Компания»
Симпатичная идея с мульт-Сенкевичем. Впрочем, ее явно недостаточно, чтобы удержать внимание зрителя на протяжении всего фильма.
Главная ошибка - очень мало фактов, мало конкретики, и очень много общих слов (соотношение примерно 1 к 10). Это самая распространенная ошибка при создании фильмов.
Авторы часто полагают, что если сказать, что у них в компании модернизация, инновации, а главное богатство - люди, то все сразу так и услышат. Так, да не совсем - ведь эти слова могут сказать про себя еще сотни тысяч других компаний. А значит - и в вашем случае это не запомнится, не отложится, не удивит. И именно в этот момент возникает скука.
Интерес - это "несущая частота" фильма, без него фильм просто не существует. Сделать интересный фильм очень просто - надо приводить конкретные примеры и рассказывать живые истории. Нужно перешагнуть страх того, что история окажется частной и выборочной (они все такие). Общие слова только на первый взгляд всеобъемлющи, а для зрителя они мало что значат.
Филиал «Металлургический комплекс «ПрАО «Донецксталь»-металлургический завод»
На мой взгляд, завязка - очень издалека. Проверить себя просто. Если завязка, или любой другой фрагмент фильма, подходит и другим компаниям, то это не лучшее решение.
Мне стало интересно смотреть с момента, когда начался рассказ о наградах - герб, медали. Затем пальма из рельса - это великолепно! Интересно, и очень показательно. И дальше много хороших и ярких примеров. Тот же дозиметрический контроль. Отлично.
Этот фильм легко сделать очень хорошим - надо выкинуть все общие фразы. Такие как "ориентация на потребителя проходит лейтмотивом работы каждого сотрудника" и "следующие полвека работы закрепили за предприятием репутацию производителя продукции высокого качества и пионера внедрения инновационных решений и технологий". Нужно оставить только факты и истории. Выводы зритель сделает сам. Можно оставить одно обобщение в финале.
И второе - я бы советовал не злоупотреблять эффектом окна на оранжевом фоне. Хронику (да и вообще любое видео) лучше давать в полный кадр, а если хочется осовременить - можно дать небольшую плашку в углу, скажем, с годом, когда снято видео.
Если еще и текст сделать чуть полегче, без деепричастных оборотов и сложноподчиненных фраз - будет просто супер.
Полезной, интересной информации в фильме очень много.
В целом - этот фильм очень близок к тому, чтобы стать очень хорошим. Чувствуется понимание того, о чем надо рассказывать. Но так же и чувствуется и бюрократическое давление на авторов в отношении того, как должен звучать текст.
ООО "Омега Металл"
Интересное режиссерское решение - разделить весь фильм на кадры работы предприятия и кадры с рок концерта. Безусловно, это придало динамику ролику, и отчасти оправдало жесткость тембра дикторского текста.
Вот только рок-тема привлекала намного больше внимания, чем тема предприятия. После первого просмотра у меня мало осталось в голове (только то, что много партнеров и что сотрудникам оплачивают перелет в отпуск), зато вертелся вопрос - что за группа выступала? (Ставлю на "Металлику", но не уверен, не настолько специалист).
Есть такое понятие - "визуальные террористы". Это когда во время презентации, выступления, или даже фильма появляется что-то, что намного живее и интереснее основного действия (классический пример - котенок на сцене в театре). Боюсь, здесь включается тот же эффект.
Я все-таки выступаю за то, что в деятельности любого предприятия есть много чего интересного для зрителей. Наверняка есть хорошие и драматичные истории побед, истории того, как помогли клиентам, как сделали невозможное. Живые истории, поданные с той же рок-музыкой, с тем же динамичным монтажом, и даже с теми же отсылками к концерту не позволили бы рок-музыкантам доминировать в фильме.
Резюме: идея хорошая. Фильм, как я понял, для сотрудников. Впечатление динамизма и драйва фильму удалось создать (что и было задачей авторов). Проблема в том, что динамизм и драйв создавала музыка, голос и рок-группа, а не предприятие, а значит действие фильма будет краткосрочным. Если бы в фильме было 3-4 истории побед, поданных с той же музыкой, драйвом и страстью, эффект был бы дольше и сильнее.