Унылое полугодие, или Российским металлургам надо больше ценить свой рынок
По просьбе сообщества "Вместе" заместитель главного редактора, руководителя аналитического блока журнала «Металлоснабжение и сбыт» Виктор Тарнавский подводит итоги I полугодия на мировом рынке металлопроката и рассказывает, какие тренды особенно чувствительны для отечественного рынка.
По его мнению, итоги первой половины 2024 г. на мировом рынке стали совершенно неутешительные для производителей стальной продукции. По сравнению с началом года понизились цены на все виды проката и полуфабрикатов на всех региональных рынках.
Спад в целом не очень большой. Заготовка и сортовой прокат за полгода подешевели на 3-10%, горячекатаный прокат — в основном, на 10-15%. Но самая большая проблема заключается в отсутствии перспектив для полноценного восстановления.
На мировом рынке стали — хронический избыток предложения. Производственные мощности превышают разумные пределы, тогда как покупателей не хватает. Нестабильная политическая обстановка в мире, все более заметное разрушение прежней глобальной экономики, замыкание в себе финансового контура сокращают объемы инвестиционного спроса. Потребители в западных странах беднеют, а Глобальный Юг еще не начал богатеть.
Китайская металлургия слишком эффективная. За последние 6-7 лет отрасль прошла беспримерную модернизацию. Средний возраст доменных печей в Китае — 12 лет против 40 лет в остальном мире. Внутреннее потребление стали упало по объективным причинам. Значит, растет экспорт.
За первое полугодие объем внешних поставок из КНР достиг более 54 млн. т, включая полуфабрикаты. Каждая третья тонна стали, что продается вне национальных границ, сегодня китайская. При этом китайцы могут продавать дешево. На их рынке прокат снижается, но сырье падает еще сильнее.
Помимо китайцев, есть и другие экспортеры. Ряд стран за последние годы успешно провели импортозамещение в металлургическом секторе. Даже слишком успешно. Из покупателей они сами превращаются в продавцов.
Так что, заграница нам уже не поможет. Российским металлургам надо больше ценить свой рынок — внутренний и СНГ. Развивать его, активно помогать с созданием потребителей для собственной продукции. И Африка нам тоже нужна, но это — задача на десятилетия, не на ближайшую перспективу.
И наконец, экспортные тарифы на стальную продукцию. Отменить и впредь больше никогда не вводить. Сегодня и надолго рынок дальнего зарубежья — это не для прибыли, а для обеспечения загрузки мощностей.