Собственники вагонов и металлурги: баланс интересов
Сегодня завершится двудневная конференция «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов в РФ», проходящая в рамках осенней Недели металлов в Москве. На первой сессии конференции, посвященной изменению конфигурации рынка грузовых перевозок, связанных с продажей контрольного пакета акций Первой грузовой компании, выступили представители Совета Федерации, ФАС РФ, Некоммерческих партнерств, Институтов и топ-менеджмент Независимой Транспортной Компании.
Докладчики конференции рассказали о законодательном обеспечении грузовых перевозок и о проблемах адаптации технологий управления вагонопотоками при новой архитектуре рынка грузовых перевозок в России. В частности, генеральный директор Независимой Транспортной Компании Александр Сапронов выделил ряд текущих проблем в отрасли, решение которых необходимо для эффективного функционирования системы грузоперевозок в целом. Г-н Сапронов к этим вопросам отнес следующее: оптимизацию маршрутов порожнего состава, необходимость пересмотра функций сортировочных станций, организацию перевозок для малого и среднего бизнеса в рамках новой системы, изменение психологического отношения к частным вагонам и реформу системы фирменного транспортного обслуживания.
По мнению руководителя отдела исследований грузовых перевозок Департамента исследований железнодорожного транспорта Игоря Куротченко, существует ряд проблем, ограничивающих освоение дополнительной грузовой базы для горно-металлургической логистики. В частности это опережающий рост транспортных затрат для грузовладельцев, дефицит тяги и вагонов под погрузку и объективная нехватка железнодорожной инфраструктуры в стране.
На второй сессии конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов в РФ», прошедшей в рамках 17-й Международной выставки «Металл-Экспо 2011» участники обсудили особенности взаимодействия собственников подвижного состава и компаний горно-металлургического сектора.
Заместитель директора Департамента логистики Трубной Металлургической Компании Константин Струков в своей презентации обратил внимание на тот факт, что, несмотря на возможность использования других перевозки грузов, для металлургов железная дорога является безальтернативным вариантом. Попытки использования водного или автомобильного транспорта не являются решением из-за своих ограничений. Это приводит к тому, что рентабельность металлургических компаний попадают в сильную зависимость от собственников подвижного состава из-за увеличения затрат на транспортную составляющую.
Хуршид Рузиев, управляющий директор Металлоинвесттранса, обратил внимание участников на тот факт, что грузы горно-металлургических компаний являются одними из самых сложных. Это, в свою очередь выдвигает ряд требований к инфраструктуре, которые в настоящее время удовлетворяются не в полной мере.
По мнению докладчиков, в ближайшие несколько лет будет происходить процесс консолидации интересов крупных транспортных компаний, после чего рынок может увидеть серию слияний и поглощений в отрасли с целью повышения эффективности использования вагонного парка.
"В 2011 году растет спрос на железнодорожные перевозки как на внутреннем, так и со стороны внешних рынков", - отметил в своем докладе на конференции Владимир Терловой, руководитель направления компании Металл Эксперт Консалтинг. За 9 месяцев 2011 г. в географии российского экспорта угля 34% приходилось на Западную Европу. При этом рост к аналогичному периоду прошлого года составил 10%. 23% пришлось на Азию и 13% на страны бывшего СССР. Доля экспорта ЖРС в Китай составила 60%. Далее идет Восточная и Западная Европа с показателями в 21 и 9% соответственно. Большая часть стального проката была вывезена в страны Западной Европы (34%), Азию (23%) и страны бывшего СССР (13%).
При этом было отмечено, что вводимые мощности по добыче угля предполагают дальнейший рост объемов экспорта. Заявленный рост мощностей по добыче коксующихся углей в 2012-2013 гг. превышает 14 млн, но менее менее трети из данного объема может быть обеспечено приростом со стороны внутреннего рынка. Перспективы российского экспорта целиком связываются с перспективами спроса на него со стороны Китая. Однако, в 2011 году рост металлопотребления в Поднебесной резко замедлился, что может стать болезненным ударом для отечественных экспортеров в случае дальнейшего падения спроса.