Российско-чешская металлургия на Металл-Экспо
Каждый третий участник Международной промышленной выставки «Металл-Экспо» — из-за рубежа. Среди посетителей российского форума металлургов, как показал анализ базы гостей, - и вовсе представители 61-й, каждой четвертой страны мира. В том числе Чешской Республики. На выставке минувшего года Чехия была представлена не только официальной делегацией, в состав которой входили свыше 10 компаний ( В России чешские производители, видимо, искали новых клиентов), но и множеством посетителей, наоборот, интересовавшихся продукцией из России. Это и неудивительно: наши страны связывает очень много. Русские металлурги в Чехии – вообще одни из ключевых инвесторов республики. Evraz владеет Vitkovice Steel, Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ) - SKODA JS и PILSEN STEEL.
Шпунты Vitkovice Steel использовались для реконструкции опор знаменитого Карлова моста в Праге. А вот вал колеса обозрения «Лондонский глаз» на берегу Темзы сделан на PILSEN STEEL (ранее Skoda Steel). Марку Skoda в Чехии, кстати, по-прежнему любят. В провинции можно встретить самые первые модели авто. Однако Skoda – далеко не только авто. Это целый конгломерат предприятий. Особое право на использование бренда, правда, осталось только у автоконцерна. Остальные бизнес-дивизионы некогда единой Skoda обязаны были прекратить использование торговой марки. Скажем, Skoda Steel теперь называется PILSEN STEEL.
По свидетельству пражских журналистов, приобретение ОМЗ чешских активов воспринималось нейтрально, ничего вроде «русские идут!» за прошедшее с 2004 г. время с момента совершения сделки, не появлялось. В здешних СМИ вообще не практикуется негатив по отношению к иностранцам, в том числе россиянам, в последние годы заполонившим улицы Праги - особенно в новогодние и майские праздники.
Словаки, украинцы, вьетнамцы – именно так распределяется в Чешской Республике количество иностранцев. Украинцев только по официальным данным насчитывается около 300 тыс., а по неофициальным - до полумиллиона. Россиян поменьше. По оценкам пражских журналистов, которыми они поделились с журналом «Металлоснабжение и сбыт» - порядка 150 тыс. Однако среди россиян эмиграция в Чехию по-прежнему популярна. В основном наши соотечественники занимаются предпринимательством, тогда как выходцы из других СНГ заняты в сфере обслуживания. Сами чехи едут трудиться в западную Европу. Такое вот «международное разделение труда».
Любопытно, что когда ОМЗ приобретали чешские активы, нацеливались прежде всего на ядерные технологии, то есть на SKODA JS. Говорят, в нагрузку им продали электросталеплавильное и кузнечное производство. Теперь цеха расположены в непосредственной близости (фактически — единая производственная площадка) в г. Плзень, где проживает 180 тыс. человек и который находится в 80 км от немецкой границы и в 90 км от Праги.
Если в сталеплавильном производстве раздается бесконечный треск плавки, а в кузнечном правит бал пресс, который, кажется, готов придать любую форму многотонной заготовке металла, то в реакторном цехе SKODA JS царит белая униформа сотрудников. Чтобы понять, насколько это высокотехнологичное производство, достаточно увидеть станок-карусель диаметром в 6, 5 метра и грузоподъемностью 350 тонн, сверхточные сверлильные станки или аппараты, способные сваривать цирконий. В Плзене уже свыше 50 лет специализируются на атомном машиностроении. Сегодня это средне европейский лидер в области поставок для атомной энергетики. В мире насчитывается не более 10 компаний, которые способны производить такую высокоточную и ответственную продукцию, как корпус атомного реактора.
Город Плзень также достаточно хорошо известен любому любителю пива – здесь расположен знаменитый завод Pilsner urquell с его потрясающе мокро-холодными подвалами.
Чехия – это ведь не только сказочно-средневековая Прага или лечебные Карловы Вары, столь милые славянскому сердцу, что на улицах этих городов русская речь попросту не смолкает... Ну а мягкий чешский язык можно будет услышать 13-16 ноября на «Металл-Экспо’2012».