11 предложений «Русской Стали»
11 ноября на площадке выставки «Металл-Экспо'2014» прошло заседание Координационного совета Минпромторга России по промышленной политике в металлургическом комплексе, участие в котором приняли руководители металлургических компаний и профессиональных объединений страны. Под председательством заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергея Цыбы обсуждалась текущая ситуация в металлургической отрасли, проблемные вопросы, связанные с принятием Минтрансом и Минприроды России ведомственных нормативных актов.
Основным докладчиков выступил вице-президент НП «Русская Сталь» Игорь Хороший. По его словам, рост ВВП и остальные ключевые параметры социально-экономического развития РФ замедляются. Основные факторы замедления экономического роста – ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и неблагоприятная динамика инвестиционного спроса на фоне снижения прибыли в основных отраслях, замедление потребительского спроса. Рубль будет продолжать слабеть. Возможны дополнительные риски при различных исходах ситуации с санкциями в отношении РФ. Производство стали в РФ в этом году составит 71 млн т — на 3 млн т больше прошлогоднего уровня. Однако в этом году прекратился рост потребления стали на национальном рынке — по итогам этого года он не превысит 46 млн т.
На этом неблагоприятном фоне рыночной конъюнктуры вместо мер господдержки растут тарифы естественных монополий, финансовая нагрузка, природоохранные требования со стороны государства. Дополнительный рост нагрузки на металлургов в период 2013-2014 гг. составляет около 20 млрд. рублей в год. А с учетом всех последних законодательных новшеств отечественных министерств и ведомств потенциально рост нагрузки на металлургов может составить дополнительно около 113 млрд. руб. в год. Так, значительно ухудшают конкурентоспособность российских компаний текущие цены на электроэнергию и газ в России. То же касается и тарифов на перевозку грузов. По мнению «Русской Стали», необходимо ограничить рост тарифов естественных монополий и перейти на долгосрочное (на период до пяти лет) тарифообразование в сфере грузовых железнодорожных перевозок.
В целом металлурги обратились к чиновникам с рядом требований:
1. Поддержать предложения НП «Русская Сталь» по сохранению и развитию установленных действующим законодательством мер поддержки внедрения энергоэффективных объектов и технологий.
2.Продолжить разработку мер и нормативной базы по содействию занятости населения моногородов.
3.Поддержать предложения и учесть позицию НП «Русская Сталь» в подзаконных актах и работе Минпромторга России по переходу на НДТ.
4.Не допустить инициирования новых расследований в отношении поставок российской стали на рынок ЕС-28, а также оказать содействие в защите интересов российских производителей и поставщиков в текущих расследованиях Минпромторга США.
5.По результатам завершенного расследования оказать содействие в вопросе введения антидемпинговых пошлин в отношении прутков из Украины.
6.Продолжить законодательное закрепление норм по обязательному потреблению российского металлопроката, труб и комплектующих в реализации государственных программ («Покупай российское»).
7.Не допустить снижение существующего уровня таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка Таможенного Союза для продукции черной металлургии и трубной промышленности.
8.Поддержать меру по компенсации процентных ставок по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, направленных на модернизацию производственных мощностей.
9.Обеспечить сдерживание роста ж/д тарифов и цен на электроэнергию и природный газ, реализовав предложенный Минэкономразвития России принцип контрцикличности, а также довести до логического завершения работу по поручениям Правительства РФ по формированию долгосрочного формульного тарифообразования на ж/д перевозки.
10.Поддерживать позицию НП «Русская Сталь» по проектам актов в области экологии, вводящим новые обременения.
11.Поддерживать позицию НП «Русская Сталь» по проектам актов в области ж/д транспорта, вводящим новые обременения.
Однако, как показало обсуждение конкретных вопросов, связанных с инициативами Минтранса и Минприроды России, решение проблем возможно только на межведомственной основе. Поэтому решено заседания Координационного совета Минпромторга России по промышленной политике в металлургическом комплексе проводить ежеквартально по конкретным проблемам и максимально приблизить их к работе межведомственной комиссии. В следующий раз будут рассматриваться вопросы строительного комплекса вместе с Минстроем России.