Грузовладельцы обсуждают проблемы перевозок
Стоимость, скорость и качество, которые могут предоставить участники рынка инфраструктуры и транспортировки грузов - важнейший параметр конкурентоспособности национальной металлургии. Современную ситуацию в сегменте грузоперевозок, связанных с металлургией, обсуждают сегодня участники 2-й Международной конференции «Металлургия и грузоперевозки 2014», проходящей в Москве в рамках «Металл-Экспо'2014” по инициативе журнала "Металлоснабжение и сбыт" и НП "Русская сталь".
Анатолий Голомолзин, зам. руководителя ФАС России рассказал о проблемах, существующих в системе грузовых железнодорожных перевозок, выражающихся в том, что средняя скорость отправки грузов приблизилась к показателю 9 км/сутки, а с 2010 г. темпы прироста грузооборота а/м транспорта превысили темпы прироста грузооборота на ж/д. Разница в требованиях, предъявляемых к параметрам ж/д транспорта грузоотправителей и операторов приводит к необходимости равного учета их интересов в рыночных условиях. Помочь в реализации этого, по мнению ФАС, сможет создание коммерческой инфраструктуры рынка, представляющей собой институт, основой которого станет организованная торговая площадка предметом которой будут регулярные ж/д перевозки (предоставление вагонов, путей общего и необщего пользования, экспедиторских услуг). Перспективным элементом такой системы является включение предоставления локомотивной тяги на такую площадку.
Изменения в законодательстве серьезно влияют на структуру и состояние вагонного парка страны. Как рассказал зам. гендиректора по техническому развитию АО «ФГК» Сергей Порядин, в результате принятых государством мер за период 2003-2013 гг. были сформированы условия по либерализации рынка и росту объемов производства вагонов. В результате, в 2008 г. рынок перестал быть дефицитным, а в 2013 г. профицит вагонов составил 135 тыс. штук. Это привело к существенному снижению ставок маржинальной доходности операторов, но в то же время позволило грузовладельцам снизить совокупные транспортные затраты на 8-10% от тарифа общего парка. Однако запланированное ограничение по продлению срока службы вагонов уже в 2017 г. может привести к дефициту парка, т.к. при низкой маржинальности операторского бизнеса и невысокого спроса не будет стимулов для размещения заказов на вагоностроительных предприятиях. Искусственный дефицит, в свою очередь, спровоцирует рост тарифной нагрузки на грузовладельцев.
Вице-президент по логистике Группы НЛМК Сергей Лихарев выступил с докладом на тему "Оптимизация перевозочного процесса: производство - железная дорога - порт". Он рассказал о достижении эффективности и добавочной стоимости при взаимодействии всех звеньев технологической цепи - от производства и сбыта до транспортировки. За последнее время география Группы НЛМК сильно расширилась. Большой объем отгрузок с Липецкой площадки идет в Европу и США через порты Новороссийска, Санкт-Петербурга и Туапсе. Ключевой проблемой некоторое время назад стало нарастание запасов в портах из-за недостаточной согласованности блоков производства, сбыта и логистики, что сказывалось ухудшении показателей оборотного капитала. За счет создания единой информационной базы и полной координации действий всех участников процесса удалось оптимизировать размер судовых партий и весь процесс логистики. Экономический эффект от принятых мер в 2014 году превысил 170 млн. руб.
Владимир Перевязко, заместитель директора по фрахтово-коммерческой деятельности Северо-Западное пароходство рассказал о перспективах развития мультимодальных перевозок горно-металлургических грузов и привел примеры мультимодальных перевозок слябов НЛМК в Данию и листового проката из порта Роттердарма в Выксу. Подробнее об опыте интермодальных поставок труб для международных проектов расскажет руководитель направления по развитию транспортныхх и складских технологий управления по логистике ОМК Олег Чулков.
Сейчас участники конференции обсуждают в ходе круглых столов вопросы качества транспортного обслуживания, тарифообразование, запрет на продление сроков службы и инновационность вагонного парка — о последнем в данный момент рассказывает исполнительный директор НП «Объединение вагоностроителей» Василий Варенов.