Производители автосталей совершенствуют качество выпускаемой продукции
В рамках «Металл-Экспо-2014» прошло заседание рабочей группы при Минпромторге России по реализации межотраслевой программы работы по освоению новых видов и улучшению качества продукции для автомобилестроения. На российском рынке уже больше десяти лет (с 1995 г.) действует Межотраслевая программа работ по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции для автомобилестроения. Первоначально такую работу вело ОАО «АВТОВАЗ». Успешная реализация принятых мер подтолкнула и другие автозаводы к присоединению к этой программе.
В этот раз представители Минпромторга не пришли на заседание группы, поэтому мероприятие приняло формат диалога между представителями автопроизводителей и металлургов. Начальник исследовательского центра АВТОВАЗа Д. Рузаев рассказал о том, какие требования предъявляет крупнейший в России производитель автомобилей к производителям сталей в условиях работы альянса Nissan-Renault. В своем выступлении он отметил, что количество нареканий по качеству продукции металлургов сократилось до 0,17%( сортовой прокат). При этом автокомпании постепенно уходят от продукции с содержанием свинца и переходят на потребление висмутосодержащих сталей, которые производятся, главным образом за рубежом.
Со своей стороны металлурги рассказали о своих достижениях в области совершенствования продукции. В докладе начальника лаборатории высокопрочных сталей и акцептации холоднокатаного листа Центральной лаборатории контроля ОАО «ММК» А. Шпак рассказала о достижениях Магнитки российского лидера по производству листового проката. На сегодняшний день освоены различные виды проката и типы низкоуглеродистой стали повышенной прочности для автомобильной промышленности: IF-сталь, высокопрочная IF-сталь, высокопрочная IF-сталь с ВН-эффектом (характеризуется высокой штампуемостью и возможностью дополнительного упрочнения в готовойдетали во время операции сушки лакокрасочного покрытия), микролегированная высокопрочная сталь, прокат с железо-цинковым покрытием. Новые типы и марки стали освоены по заказам компаний «АВТОВАЗ», «Ford», «VW» и др. Возможности поставок продукции ММК в адрес компаний автомобильной отрасли существенно расширились благодаря вводу в строй в 2011-2012 гг. нового комплекса холодной прокатки (стан 2000). Комплекс предназначен, в первую очередь, для выпуска высококачественного автолиста, и освоение его мощностей позволит ОАО «ММК» предложить отечественным автомобилестроителям полный сортамент холоднокатаного листа из сталей повышенной прочности, необходимый для организации производства новых моделей автомобилей.
Над повышением качества плоского электрооцинкованного проката постоянно работает Лысьвенская металлургическая компания (ранее Группа компаний «Инсаюр») – была основана в 1994 году в г. Тольятти (Самарская область) и в настоящее время является холдинговой компанией Группы. В Лысьве работает три агрегата, один из которых загружен работой по автолисту.
Основные производственные мощности включают: 170 т. т/год: агрегат до 170 тыс. т/год по производству электролитически оцинкованного проката размерами 0,45-1,5х1000-1600 мм для автомобильной промышленности (марки ЭЦ) и строительной индустрии (марки ЭОЦ), 240 т. тонн/год: 2 агрегата до 120 тыс. тонн/год каждый по производству электролитически оцинкованного проката с полимерными покрытиями размерами 0,2-1,5х700-1250 мм для строительной индустрии и производства бытовой техники (марки ЭОЦПп) (170 т. тонн/год): агрегат до 170 тыс. тонн/год по производству электролитически оцинкованного проката, остановлен на реконструкцию
Исходным сырьем служит покупной холоднокатаный прокат в рулонах (основные поставщики - ММК, НЛМК, Северсталь). Предприятие производит электрооцинкованный лист с толщинами 0,5-1,5 мм. Большое внимание уделяется подкату производство НЛМК и ММК. Электрооцинованные стали ЛМК потреблятся при производстве VW Polo(19%), Chevrolet Lanos (9%), Lada Granta (8%), Lada Priora (32%), Chevrolet Niva (32%) .
Традиционным лидером производства автосталей в России является компания Северсталь. В целях улучшения качества автолиста компания производит реконструкцию четырехклетьевого стана холодной прокатки 1700 (планируется закончить работы во втором квартале 2016 г). Так же на ЧерМК введена в строй автоматизированная система контроля качества поверхности горячеоцинкованной полосы «Parsytec». Установка смонтирована на участке оцинкования листа в цехе покрытия металла № 2 производства холодного проката ЧерМК. В режиме реального времени она позволит контролировать 100% поверхности горячеоцинкованной полосы и полностью удовлетворить требования таких клиентов, как Renault, Peugeot, Hyundai, Ford, ГАЗ.