«МеталлургМаш’2014»: российский рынок нужен всем!
Производители оборудования для металлургической промышленности продолжают рассчитывать на российские заказы
На «Металл-Экспо’2014» было представлено более 650 компаний. Значительная доля из них – российские и зарубежные поставщики оборудования и техники для металлургической и горнодобывающей отраслей. Несмотря на объявленные против России санкции и торможение экономики, все они высоко оценивают потенциал российского рынка, считают его одним из приоритетных и рассчитывают получить новые заказы от отечественных компаний. При этом конкуренция между поставщиками оборудования растет, от чего, безусловно, выигрывают потребители.
Долгосрочные стратегии
Когда на рынке кризис, многие компании сокращают свои инвестиционные бюджеты, уменьшают вложения в основной капитал и откладывают крупные проекты на будущее. Все это в полной мере свойственно сегодня и российской металлургии. Согласно той информации, что подают о себе ведущие сталелитейные и трубные компании России, в 2014 г. их расходы на развитие были в среднем на 40—50% меньше, чем во время инвестиционного пика 2011—2012 гг.
Тем не менее в текущем году восемь крупнейших компаний российского горно-металлургического сектора запланировали в совокупности капитальные вложения (capex) в свои отечественные активы на уровне около $4,5 млрд. По оценкам журнала «Эксперт Урал», при реализации инвестиционных проектов на технику и оборудование приходится до 50% затрат. Компания Siemens в начале текущего года оценивала емкость российского рынка собственно металлургического оборудования (в узком смысле) в €1 млрд в год. Но если прибавить к нему погрузочно-разгрузочную технику, станки и производственные линии для металлоцентров, приборы и датчики, а также всю прочую аппаратуру, используемую в металлургической и горнодобывающей отраслях, то сумму необходимо увеличить в несколько раз. Именно на этот рынок с миллиардными оборотами и ориентировались многочисленные российские, украинские, европейские, китайские и прочие компании, представленные на «Металл-Экспо’2014». И никакие санкции и нарастание международной напряженности тому не были помехой.
Российский рынок оборудования в значительной степени рынок импортной продукции. По оценкам журнала «Эксперт Урала», в целом отечественные компании занимают на нем около 50%, но во многих нишах, прежде всего в высокотехнологических, доминируют иностранцы. Зарубежные компании обычно выступают генподрядчиками при реализации крупных инвестиционных проектов и занимаются установкой машин непрерывного литья, прокатных станов, кузнечно-прессового оборудования. В связи с этим антироссийские санкции, снижение курса рубля и прочие экономические проблемы России могут оказать весьма заметное влияние на темпы модернизации отечественного металлургического производства.
Впрочем, подавляющее большинство иностранных компаний, представленных на российском рынке техники и оборудования, ни в коем случае не намерены его покидать и расценивают нынешние проблемы как временные, не закрывающие его долгосрочные перспективы. «Доля России в нашем объеме продаж пока не слишком велика, но она быстро увеличивается, — говорит Эрик Гайард (Eric Gaillard), коммерческий директор направления „Крупные промышленные предприятия“ французской Air Liquide, строящей комплексы для получения промышленных газов. — Это растущий рынок, так же как Китай, Индия, страны Южной Америки».
«Россия? Она дает до 40% нашего дохода, — сообщает Либор Коржистка (Libor Koristka), менеджер проекта чешского производителя оборудования для обработки труб и грузоподъемной техники Prestar. — И мы надеемся, что эта доля будет как минимум не сокращаться». Российские заказы обеспечивают бóльшую часть поступлений для таких украинских производителей оборудования, как Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), Днепропресс, Днепротехсервис и ряд других.
Несмотря на то что выставка «Металл-Экспо’2014» проводилась в непростое для российской экономики и металлургической отрасли время, большинство ее участников, представлявших тяжелое машиностроение, пока не ощутили на себе этих проблем. «Бизнес идет как обычно. Выполняем заключенные контракты, реализуем запущенные проекты. Впрочем, наше оборудование имеет длительный цикл поставки (год и более), так что какие-либо изменения на рынке еще не успели проявиться», — примерно так комментировали нынешнюю обстановку менеджеры ряда российских и зарубежных компаний.
Однако иностранные производители менее сложной и дорогостоящей техники, работающие в более оперативном режиме, спад ощутили. «Многие клиенты боятся инвестировать в нестабильной обстановке», — выражает мнение коллег Р. Набоков, менеджер французской компании Arden Equipment, выпускающей гидравлические ножницы, дробилки, грейферы, ковши и другое оборудование для металлургов, ломовиков и горнодобывающей отрасли. Некоторые крупные проекты отложены, объявленные ранее тендеры перенесены либо отменены, отмечают представители германской группы SMS, а также французской Air Liquide и китайской инжиниринговой компании WISDRI. Т. Насруллаева, маркетинг-менеджер германского производителя крановой техники DEMAG, и Либор Коржистка из чешской Prestar сетуют, что снижение курса рубля значительно удорожило их технику, и без того недешевую, для российских потребителей, что уже привело к некоторым проблемам с продажами.
Что же касается санкций, то их влияние на поставки оборудования для горно-металлургической отрасли пока проявляется по большей части опосредованно, в виде повышения процентных ставок в российских банках и определенных затруднений с зарубежным финансированием крупных проектов. Однако некоторые компании, относящиеся к российскому оборонно-промышленному комплексу, таки попали под ограничения, что сказалось и на их европейских деловых партнерах. Например, как рассказывает С. Пустаханов, технический советник германской BK Services GmbH, выпускающей оборудование для внепечной обработки стали и электросталеплавильного производства, у компании сорвался уже подписанный контракт с Уралвагонзаводом, подвергнутым санкциям со стороны Европейского союза. В то же время этот случай заставил руководство предприятия запустить давно задуманный, но постоянно откладывавшийся проект создания в Белоруссии совместного предприятия, ориентированного прежде всего на российский рынок.
Действительно, локализация, по словам Эмануэле Брусини (Emanuele Brusini), исполнительного вице-президента итальянской компании Danieli, одного из ведущих строителей металлургических заводов в мире, позволяет решить многие проблемы. За счет нее можно не только избежать действия санкций и смягчить влияние валютных факторов, но и ускорить выполнение заказов, лучше учитывать потребности местных потребителей, а также сократить затраты. В августе 2013 г. Danieli ввела в строй в Дзержинске (Нижегородская обл.) завод по изготовлению технологического оборудования для металлургов Даниели Волга, на который перебросила часть мощностей по выполнению заказов для своих российских клиентов. Пока что на нем выпускается довольно ограниченный ассортимент запчастей, в основном предназначенных для сервисного обслуживания работающих в России установок компании, но в дальнейшем объем производства может быть расширен. Как говорит Эмануэле Брусини, Danieli занимается локализацией производства только на тех рынках, которые считает приоритетными. Например, ранее аналогичные предприятия были построены в Китае и Индии.
Однако пока что Даниели Волга остается уникальным примером размещения производства металлургического оборудования в России крупной западной корпорацией. Для сравнения: Siemens VAI и SMS не отказываются от сотрудничества с российскими машиностроителями, но, как правило, поручают им изготовление отдельных деталей для установок, которые они строят на российских металлургических заводах. В принципе эта кооперация широко распространена. Так, в SMS отмечают, что интерес со стороны российских подрядчиков к такому сотрудничеству настолько велик, что позволяет им достаточно тщательно отбирать партнеров. Представители завода ОРМЕТО-ЮУМЗ, одного из крупнейших предприятий тяжелого машиностроения в России, сообщают, что их компания активно сотрудничает с европейскими и китайскими производителями оборудования для металлургов.
На более высокий уровень кооперации с западными компаниями удалось выйти украинскому НКМЗ. Как рассказывает директор производства прокатного оборудования В. Тиунов, в проекте реконструкции прокатного стана 1700 на Мариупольском металлургическом комбинате им. Ильича генеральный подрядчик Siemens VAI поручил краматорцам достаточно сложный инжиниринг — реконструкцию черновой клети. Наличие собственного конструкторского бюро с персоналом около 1 тыс. человек позволяет НКМЗ самостоятельно решать такие задачи.
Потребности металлургов
В условиях сокращения инвестиционных бюджетов российских компаний конкуренция между поставщиками оборудования, естественно, усиливается. И чтобы в ней преуспеть, необходимо понимать потребности рынка.
По мнению специалистов SMS, в ближайшие годы вряд ли можно ждать запуска новых крупных проектов, подобных строительству литейно-прокатного комплекса Тулачермет-Сталь, в котором, кстати, германская группа выступает в качестве генерального подрядчика, широкомасштабной реконструкции Чусовского металлургического завода, которую проводит ОМК, или установки универсального рельсобалочного стана на Челябинском металлургическом комбинате группы Мечел. Упор будет делаться на ремонты, реконструкцию и модернизацию действующих установок, а ключевым фактором при выборе поставщика оборудования станет соотношение цена/качество. Или просто цена.
В работе выставки «Металл-Экспо’2014» приняли участие более 60 китайских компаний, в том числе поставщики техники и оборудования. Крупнейшим из них была, без сомнения, корпорация Sinosteel — главный строитель сталелитейных заводов в Китае, реализовавшая также множество проектов в цветной металлургии и горнодобывающей отрасли. За последние 15—20 лет Sinosteel возвела в Китае несколько сотен объектов, часто выступая в сотрудничестве с ведущими западными корпорациями. Теперь, когда подъем китайской металлургической отрасли в основном завершен, Sinosteel активно продвигает свои услуги за рубежом, уже реализовав ряд проектов в Иране, Турции, странах Латинской Америки и даже в Австралии.
Как утверждает Мао Йисин (Mao Yisin), менеджер маркетингового департамента Sinosteel Engineering & Equipment, в последние годы на первый план в китайской сталелитейной отрасли вышли вопросы экологии и экономической эффективности, так что компания на внутреннем рынке перенесла основные усилия со строительства новых заводов на модернизацию действующих и готова предложить самые современные технологии зарубежным заказчикам. Еще одной сильной стороной Sinosteel он считает громадный опыт и универсальность. Корпорация умеет делать все: от оборудования для обогатительных фабрик ГОКов до линий по финишной обработке проката и труб.
Китайские компании действительно уже достаточно широко присутствуют на рынке металлургического оборудования в странах СНГ. При этом они, как правило, занимают привычные для себя нижние ценовые сегменты. «Качественную» нишу достаточно прочно оккупировали европейские производители, обеспечивающие поставки дорогостоящей, но наиболее современной и совершенной техники. В этой связи российским поставщикам грозит участь быть зажатыми в середине, между двумя стульями.
Говорить об импортозамещении в отрасли тяжелого машиностроения пока сложно. Представители таких отечественных лидеров, как ОРМЕТО-ЮУМЗ или Электростальский завод тяжелого машиностроения, отмечают, что пока не заметили никаких улучшений, связанных с последними экономическими событиями. Впрочем, их проекты, как правило, имеют долгосрочный характер и практически не зависят от таких временных явлений, как колебания курса рубля. В то же время у российских и украинских компаний, безусловно, есть возможность воспользоваться новой тенденцией, проявляющейся в настоящее время на российском рынке металлургического оборудования.
Ранее многие отечественные компании ориентировались в первую очередь на экстенсивный рост производства — часто за счет продукции с минимальной степенью переработки: полуфабрикатов, арматуры или горячекатаных рулонов. Это направление и сейчас представлено в отрасли растущими как грибы мини-заводами, но у ведущих металлургических групп возникают новые приоритеты. Они начинают обращать максимальное внимание на эффективность, качество, выпуск более дорогостоящей продукции с высокой добавленной стоимостью, часто имеющей специализированный, нишевой характер. Металлургов подталкивают к этому такие факторы, как ухудшение конъюнктуры мирового рынка стали, ужесточение конкуренции на нем, снижение цен, с одной стороны, а с другой — рост в таких отраслях российской экономики, как нефтегазодобыча, оборонная промышленность, машиностроение, производство авиакосмической техники. Соответственно у металлургов меняются потребности и в отношении оборудования. «Сегодня российскому рынку требуется более качественная продукция с передовым ноу-хау, простые изделия вчерашнего дня никого не интересуют, — утверждает Д. Алдохин, заместитель генерального директора НКМЗ по маркетингу. — Многие предприятия устанавливают у себя современное иностранное оборудование, которому требуются решения, повышающие его стойкость и продлевающие срок службы».
Об этом же говорит и С. Пустаханов, представлявший на «Металл-Экспо’2014» не только BK Services GmbH, но и другую германскую компанию — Amepa, производителя измерительной и контрольной техники. По его словам, до последнего времени эта аппаратура не пользовалась в отрасли особым спросом, но сейчас данный рынок на подъеме. «Маржа в сталелитейной промышленности снизилась, и производителям приходится двигаться в сторону улучшения качества, — считает он. — Поэтому растет потребность в технологиях, помогающих повышать качество».
По словам Д. Алдохина, российскому рынку сейчас нужно оборудование европейского качества, но по китайской цене. Именно в этом видит свою нишу краматорский завод, в последнее время сосредоточенно движущийся по обоим направлениям. Чтобы повысить качество продукции, НКМЗ обновляет производственную базу, интенсивно обучает сотрудников, ведет совместную деятельность по подготовке специалистов для своего производства с рядом украинских вузов, расширяет сотрудничество с отраслевой наукой. Одновременно завод внедряет систему бережливого производства, совершенствует контроль над затратами, стремится к повышению эффективности. За счет этого (а еще старых связей и оперативности в выполнении заказов) предприятию в последнее время удавалось выигрывать тендеры в России и других странах СНГ как у европейских, так и у китайских поставщиков.
Как показала выставка «Металл-Экспо’2014», интерес к России повсеместно очень велик. Так или иначе, машиностроители рассчитывают на то, что российский рынок оборудования для металлургической и горнодобывающей отраслей если не в 2015 г., то в 2016 г. выйдет из спада, что позволит снова рассчитывать на новые заказы и создаст условия для продолжения модернизации отечественного горно-металлургического комплекса.