Для украинских производителей российский рынок по-прежнему один из приоритетных
На 20-й Международной промышленной выставке «Металл-Экспо’2014» было представлено только 18 украинских компаний. Это самый низкий показатель за последние годы. Например, в 2013 г. насчитывалось порядка 25 участников с Украины. Увы, политические проблемы и острейший экономический кризис у юго-западных соседей сократили их число. Тем не менее для украинских металлургов и машиностроителей, представленных в этом году на «Металл-Экспо», российский рынок остается одним из важнейших, и они совершенно не намерены с него уходить.
Стесненные обстоятельства
Этот год стал, без сомнения, самым тяжелым для российско-украинских отношений со времен провозглашения незалежной Украины. Переворот в Киеве, демонстративная антироссийская политика постмайданного правительства, а затем и война, развязанная новыми украинскими властями против непокорного Донбасса, не только до крайности обострили межгосударственные отношения, но и сказались на экономических связях.
По данным Госкомстата Украины, за первые девять месяцев текущего года экспорт украинской продукции в Россию сократился на 27,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., а российские поставки на Украину — на 36%, правда, с учетом не оплаченного украинской стороной российского природного газа. За это время более чем на 80% снизились продажи в Россию украинских железнодорожных вагонов, некогда главной статьи украинского экспорта машиностроительной продукции, почти на 25% — локомотивов, более чем на 48% — частей и деталей к железнодорожной технике. Уменьшились объемы поставок автомобилей, насосов, электродвигателей и другой украинской машиностроительной продукции.
Этот спад коснулся и металла. В январе—сентябре 2014 г. украинские компании отправили в Россию на 42,9% меньше, чем в АППГ, арматуры, на 41,1% — горячего тонко- и толстолистового проката, на 39,7% — сварных труб, на 32,4% — фасонного проката. Всего же украинский экспорт стальной продукции в Россию за это время сократился ровно на треть.
Впрочем, как отмечали практически все украинские участники «Металл-Экспо’2014», независимо от того, в какой части некогда единой страны располагаются их офисы и промышленные предприятия, бизнес должен находиться вне политики (хотя этот принцип, естественно, далеко не всегда соблюдается, а на нынешней Украине особенно). Поэтому поставки украинских труб и проката в Россию уменьшились в силу достаточно объективных факторов.
Прежде всего на экспорт, равно как и на общее положение значительной части украинского горно-металлургического комплекса, огромное и резко негативное влияние оказала война в Донбассе. Обстрелы, разрушение железнодорожной сети и энергетической инфраструктуры, вынужденное приостановление работы угольных шахт привели к тому, что расположенным в регионе металлургическим, коксохимическим, трубопрокатным предприятиям пришлось на время прекратить функционирование.
По состоянию на конец ноября, из ведущих металлургических предприятий Донбасса не работал только Алчевский металлургический комбинат, принадлежащий Индустриальному Союзу Донбасса. Донецкий металлургический завод, выпускающий товарный чугун, периодически то запускает, то останавливает доменные печи из-за нехватки сырья. Из коксохимов простаивает Енакиевский завод.
В то же время группе Метинвест уже к концу октября удалось вернуть в строй почти все свои заводы в регионе. Правда, они пока действуют с неполной загрузкой мощностей. Расположенные в Мариуполе Азовсталь и ММК им. Ильича по-прежнему испытывают проблемы с обеспечением железной рудой и коксующимся углем, так как основные железнодорожные магистрали перерезаны линией фронта, остающейся таковой, невзирая ни на какие официально объявленные перемирия. По той же причине загружены не более чем на 50% Енакиевский металлургический завод (ЕМЗ) и его Макеевский филиал, причем ЕМЗ еще и получил довольно серьезные повреждения от ракет и снарядов. До сих пор периодически оказывается под огнем Авдеевский коксохимический завод. Кроме того, у него, как и у расположенного по соседству Макеевского коксохимического завода, также относящегося к группе Метинвест, сохраняются серьезные проблемы с энергоснабжением.
Представители Метинвеста затруднялись с ответами на вопрос о перспективах донбасских металлургических комбинатов и других региональных предприятий группы. Понятно, что без возобновления работы угольных шахт и восстановления транспортных путей решить проблему возвращения заводов к плановой мощности невозможно. Безусловно, руководство Метинвеста заинтересовано в скорейшей нормализации обстановки, но рассчитывать на это в обозримом будущем, очевидно, не приходится.
Как признают в группе, война нанесла ей очень большой ущерб. Причем дело не только в потерянных доходах и будущих затратах на ремонты и восстановление. Как еще в октябре отметил в интервью украинскому изданию Forbes генеральный директор Ю. Рыженков, значительно ухудшились условия работы группы на международном финансовом рынке. Ей стало очень трудно рефинансировать кредиты или привлекать новые займы. Вследствие этого Метинвесту, хотя в целом его финансовое положение пока особого беспокойства не вызывает, пришлось в октябре обратиться к держателям своих еврооблигаций на общую сумму $500 млн со сроком погашения в мае 2015 г. с просьбой о реструктуризации долга с перенесением основной части выплат на конец 2017 г.
С августа, когда остановились донбасские металлургические заводы, резко сократились поставки в Россию толстолистовой стали и некоторых видов фасонного проката, которые ранее выпускались Алчевским металлургическим комбинатом и Азовсталью. При этом дефицит уголка и швеллера некоторых размеров сохраняется на российском рынке до сих пор. На объемах экспорта украинской стальной продукции в Россию сказался и логистический фактор. Из-за боевых действий приостановились поставки через приграничные переходы в Ростовскую область. Украинским компаниям приходится отправлять продукцию на юг России через Белгород, что, само собой, существенно увеличивает расходы на транспортировку.
Еще более серьезной проблемой для украинских производителей стало падение курса рубля, с июля по ноябрь подешевевшего примерно на 40% по отношению к доллару. Это привело к снижению конкурентоспособности украинского проката на российском рынке. В принципе украинские металлурги считают ослабление рубля отчасти краткосрочным фактором, тем более что параллельно ему падает курс гривны, и рассчитывают сохранить свое присутствие на российском рынке. Тем не менее в последние месяцы им приходится более активно развивать сбыт на альтернативных направлениях в Европе и странах Ближнего Востока, а при поставках в Россию ориентироваться на приграничные области, где ценовые преимущества российской стальной продукции не так выражены.
В то же время украинские металлурги понимают, что при любых раскладах им будет очень трудно восстановить свои позиции на российском рынке хотя бы до уровня 2013 г., когда они экспортировали в Россию почти 3,1 млн т проката (без учета труб), включая 970,9 тыс. т арматуры и 913,2 тыс. т фасона. Для сравнения: по итогам первых трех кварталов 2014 г. объем поставок этой продукции немного превысил 1,54 млн т. Как отмечают представители украинских компаний, в связи с вводом в строй новых мини-заводов в России значительно возросло производство длинномерной продукции, причем, новые поставщики приобретают свою долю на рынке именно за счет уменьшения импорта. Что касается листовой стали, то здесь отгрузки российской продукции на внутренний рынок могут расшириться вследствие ухудшения условий для ее экспорта в дальнее зарубежье.
И, безусловно, влияние на поставки украинской продукции в Россию будет оказывать государство, причем не только украинское, но и российское.
«Выставка „Металл-Экспо’2014“ прошла для нас очень плодотворно. Проведение переговоров в рамках мероприятия стало для нас прекрасной возможностью стать ближе к нашим постоянным клиентам и познакомиться с новыми, проанализировать потребности наших покупателей и предложить более комфортные условия партнерства. Мы нацелены на то, чтобы создавать ценность продукции совместно с нашими клиентами, поэтому значительное внимание мы уделили переговорам по вопросам развития технологии и качества», — сообщил Р. Рыбалов, генеральный директор Метинвест Евразии, оптово-розничного канала сбыта Метинвест в Российской Федерации.
Трудностям вопреки
Пожалуй, уже начиная с марта текущего года украинские деятели заявляют о необходимости полностью прекратить поставки в Россию продукции военного и двойного назначения. Это положение, буквально убивающее бóльшую часть украинской оборонки, исполняется не всегда (например, по данным Госкомстата Украины, за первые три квартала 2014 г. экспорт в Россию авиационных двигателей и газовых турбин не только не остановился, но и увеличился на 11,2% по сравнению с АППГ), но этот процесс может действовать в обе стороны.
Как признает, в частности, В. Кисенко, начальник управления продаж Днепроспецстали, ведущего украинского производителя нержавеющих и специальных сталей, продукция его компании постепенно заменяется в авиастроении, судостроении и других отраслях, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, российскими аналогами в соответствии с действующими программами импортозамещения. Политика прекращения поставок украинской продукции проводится в целом по всей российской оборонке. Впрочем, некоторые украинские машиностроители, выпускающие вполне мирную продукцию, жаловались на выставке «Металл-Экспо'2014» на то, что ощущают некоторую дискриминацию при участии в российских тендерах.
Украинские компании в этом году значительно чаще подвергались внешнеторговым ограничениям, чем прежде. Если ранее антидемпинговые процессы в России затрагивали в основном украинских производителей труб и отчасти метизов, то теперь они распространяются и на другие виды металлопродукции. В частности, в апреле Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) с целью защиты отечественных производителей повысила импортные пошлины на некоторые виды валков для прокатных станов до 8,3%. В результате в январе—сентябре 2014 г. поставки валков с Украины в Россию уменьшились на 30,7% по сравнению с АППГ, или более чем на $9 млн.
В октябре ЕЭК начала антидемпинговое расследование по импорту с Украины стальных цельнокатаных железнодорожных колес, которые выпускает Интерпайп, и так уже лишившийся части российского рынка в связи с введением ограничений на импорт трубной продукции. По оценкам ЕЭК, демпинговая маржа при поставках колес может достигать 36,3%.
При этом в комиссии продолжается начатое еще в ноябре прошлого года антидемпинговое расследование по импорту в Россию украинской арматуры. Департамент защиты внутреннего рынка предложил обложить продукцию комбината АрселорМиттал Кривой Рог пошлиной в размере 9,32%, а для остальных ее производителей установить ставку 10,11%. Решение по этому вопросу будет принято во второй половине февраля 2015 г.
Впрочем, в данном случае вероятность введения пошлин не очень велика. Во-первых, по сравнению с 2013 г. украинский экспорт арматуры и так сократился более чем вдвое. Во-вторых, в нынешних условиях долларовые цены на украинскую арматуру выше, чем на российскую на отечественном рынке. И, в-третьих, в 2015 г. основные производители этой продукции на Украине вполне могут оказаться в пределах дружественной Новороссии.
В целом, несмотря на все политические проблемы и торговые ограничения, украинские компании, по крайней мере те, что приняли участие в «Металл-Экспо’‘2014», считают российский рынок одним из приоритетных, даже если они в последнее время достаточно успешно развивают бизнес на других направлениях. Так, Днепроспецсталь расширяет поставки своей продукции в страны Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии. Сентравис, ведущий украинский производитель нержавеющих бесшовных труб для атомных станций, энергетического машиностроения, химической и нефтеперерабатывающей отрасли, в 2013 г. значительно нарастил экспорт в США и азиатские страны. Тем не менее и Днепроспецсталь, и Сентравис вели на выставке активную работу, привлекая новых российских клиентов и укрепляя старые связи.
Действительно, российские и украинские компании имеют многолетний опыт сотрудничества и взаимодействия, отказываться от которого нерационально, да и не нужно. Например, В. Кисенко из Днепроспецстали рассказывает, что у компании еще в советские времена были налажены связи с рядом российских производителей труб, машиностроительной продукции для энергетической и атомной отраслей. Их технологические процессы, оборудование для термической и механической обработки оптимизированы под использование продукции и полуфабрикатов украинского предприятия. А. Мерзляков, генеральный директор ООО «Сентравис Сейлс Рус», также сообщает, что у них много постоянных российских клиентов, получающих необходимую им продукцию из года в год.
Немалое значение имеет и географическая близость России и Украины. В частности, Д. Алдохин, заместитель генерального директора Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) по маркетингу, называет конкурентными преимуществами предприятия возможность оперативно выполнять заказы, а также давние связи с российскими металлургами.
Впрочем, было бы совершенно неправильно говорить, что деятельность украинских компаний на российском рынке непременно обусловлена прошлым. Как отмечали все украинские участники выставки «Металл-Экспо'2014», в России они в состоянии на равных конкурировать с российскими, китайскими, европейскими компаниями, не используя преимущество прежних взаимоотношений. Все они ведут большую работу по поиску новых клиентов, освоению выпуска новых видов продукции, модернизации производства, повышения его эффективности. В частности, в Сентрависе внедрена новая система продаж, ориентированная на продуктовые сегменты, позволяющая осуществлять более сфокусированную сбытовую политику. Компания также внедряет передовые системы управления качеством и совершенствует управление производством. На НКМЗ внедряют систему бережливого производства, дающую возможность сокращать затраты без ущерба для качества, и проводят обширные НИОКР, опираясь на свою конструкторскую базу, успешно сохраненную со времен Союза.
Так получилось, что в последнее время в российско-украинских отношениях очень многое завязано на политике. Однако, как считает А. Мерзляков, ее следует вообще исключить из бизнеса. Есть компании, есть их продукция, есть потребители этой продукции, и, если дело не касается государственной безопасности, не имеет существенного значения, в какой стране она произведена. Одним словом, украинские производители стремятся работать на российском рынке на равных и лишь требуют объективного к себе отношения.
Другое дело, что полностью разделить бизнес и политику, особенно если дело касается современной Украины, практически невозможно. И пока в Киеве сидят нынешние власти, а Донецк остается под огнем украинских орудий и ракетных установок, исключить этот фактор из экономических отношений никак нельзя.