Проблемы импортозамещения в металлургическом машиностроении
Ведущие производители и поставщики металлургического и металлообрабатывающего оборудования, технологий и инжиниринговых решений примут активное участие 10 - 13 ноября 2015 г. в экспозиции «Металлургмаш» в рамках Международной промышленной выставки «Металл-Экспо`2015». Сегодня мы рассмотрим вопросы импортозамещения в тяжелом машиностроении и постараемся найти ответ на вопрос, почему отечественным машиностроительным заводам, выпускающим продукцию для нужд металлургов, пока не удается потеснить иностранных поставщиков?
Есть идеи
Если взять любой проект, реализованный ведущими российскими металлургическими и трубными компаниями в последние годы, практически везде в качестве основного поставщика оборудования выступает иностранная компания. Так, например, новый агрегат для нанесения полимерных покрытий на Лысьвенском металлургическом заводе установит итальянская компания Danieli, а германская группа SMS обеспечит оборудованием строящийся комплекс Тулачермет-Сталь.
Доля зарубежных поставщиков на российском рынке оборудования для металлургической промышленности составляет порядка 50%, но они, как правило, занимают на нем наиболее выгодные ниши и выступают генеральными подрядчиками при реализации крупных проектов. Отечественным машиностроителям уготованы по большей части второстепенные роли. Их специализация — плавильный передел и отдельные точечные заказы при установке на российских предприятиях передовых иностранных прокатных станов и другой более сложной техники, ответственной за получение продукции высокого передела.
Между тем такое разделение труда отнюдь не безобидно. Ставка на импорт основного оборудования уже сейчас обернулась для металлургов немалыми проблемами — хотя бы из-за резкого увеличения его стоимости вследствие падения курса рубля. Ослабление национальной валюты сразу же поставило под вопрос реализацию ряда перспективных проектов.
Пожалуй, самый вопиющий пример — перенос сроков строительства трубно-сталеплавильного комплекса на Чусовском металлургическом заводе, который произошел в декабре прошлого года. Как заявила Объединенная металлургическая компания, собиравшаяся создать на базе этого предприятия интегрированное производство высококачественных бесшовных труб, одной из причин временного смещения работ стало почти двукратное увеличение стоимости оборудования, которое, естественно, предполагалось закупать за границей.
На состоявшейся 17 февраля в Москве Международной промышленной конференции «Модернизация в металлургии. Импортозамещение как стимул развития и перевооружения предприятий», организованной журналом «Металлы Евразии», назывались и другие проблемы, обусловленные высокой степенью импортозависимости российской сталелитейной отрасли.
Как отмечал, в частности, Б. Сивак, первый заместитель генерального директора ВНИИМЕТМАШа, из-за иностранных фирм Россия отстает в технологическом. Да, отечественные металлурги, как правило, имеют доступ к передовому оборудованию, хотя и не выступают первопроходцами в его применении и потому не находятся на переднем крае прогресса. Но они являются только его пользователями. У них нет стимула, а зачастую и возможности для самостоятельных инноваций.
По словам С. Бойко, главного конструктора машин непрерывного литья (МНЛЗ) в ОРМЕТО-ЮУМЗ, большинство иностранных фирм не передают заказчикам чертежи на сменное оборудование и запасные части. Купив зарубежную установку, российская компания вынуждена затем год за годом тратить немалые средства на приобретение запчастей, стоимость которых, как правило, заметно выше, чем в основной первоначальной поставке. Собственно говоря, изготовление таких запчастей к иностранной технике стало одним из немаловажных направлений бизнеса для ОРМЕТО-ЮУМЗ.
«Зная о нашем опыте, заказчики начали обращаться к нам, — рассказывает С. Бойко. — Одни компании хотели, чтобы мы повторили изделие один к одному, эта задача успешно решалась при наличии чертежей. Другие просили нас спроектировать новое изделие по результатам эксплуатации поставленного инофирмами оборудования с условием сохранения всех присоединительных размеров. Такой подход оказался, на наш взгляд, более правильным, поскольку оборудование, спроектированное нами, оказывалось более долговечным и ремонтопригодным». Так, например, орские машиностроители изготовили тянуще-правильный механизм сортовой машины конструкции Concast на Ростовском электрометаллургическом заводе и механизм качания кристаллизатора сортовой машины Siemens-VAI, установленной на Магнитогорском металлургическом комбинате.
Вообще, российские производители металлургического оборудования часто участвуют в проектах зарубежных компаний, выступающих генеральными подрядчиками. Так, по словам С. Фролова, вице-президента по стратегии и коммуникациям УК «Промышленно-металлургический холдинг», который строит сталеплавильно-прокатный комплекс Тулачермет-Сталь, уровень локализации в данном проекте составляет около 65%, хотя руководит всем германская SMS. Более того, та же ОРМЕТО-ЮУМЗ или украинский Новокраматорский машиностроительный завод могут привести немало примеров, когда они выполняли не просто заказ, а полностью определенные части крупных проектов.
«Такой опыт у нас есть, — говорит С. Бойко. — Скажем, это подъемно-поворотные стенды для сортовых машин Челябинского металлургического комбината. В целом инжиниринг на эти машины был разработан итальянской фирмой Danieli. Но стенды мы по заданию заказчика спроектировали и изготовили самостоятельно, согласовав с итальянцами общую компоновку и технические характеристики оборудования». По подобной схеме завод работал и в проектах строительства МНЛЗ на Уральской Стали и в Амурметалле, где основным поставщиком значилась компания SMS-Siemag.
В целом импортозамещение оборудования для российской металлургической отрасли постепенно происходит. Многие предприятия, выполняющие заказы для отечественных металлургических комбинатов и трубопрокатных заводов, в последние годы осваивали новые виды продукции, которые ранее приобретались за рубежом. В первую очередь это, конечно, различные вспомогательные узлы, детали и комплектующие. Так, например, Череповецкий литейно-механический завод внедрил в производство радиантные трубы, подставки и ролики для термических печей. Тульское НПП «Вулкан-ТМ» достаточно успешно конкурирует с иностранными производителями шиберных затворов для ковшей и линий производства порошковой проволоки. Богдановичское ОАО «Огнеупоры» не только снабжает клиентов-металлургов разнообразными огнеупорными материалами, но и предоставляет им обширный инжиниринговый сервис.
Впрочем, разрабатывается в стране, конечно, и более сложная техника. В частности, активно занимается передовыми НИОКР ВНИИМЕТМАШ, проектирующий и изготавливающий такие агрегаты, как станы холодной прокатки труб, используемых в машиностроении, атомной энергетике, оборонной промышленности, шаропрокатные станы, прокатные станы для получения листовых заготовок с параболическим профилем для производства рессор. На установках ВНИИМЕТМАШа были изготовлены анкеры для получения бетонных свай длиной до 40 м, на которых стоят большинство спортивных объектов в Сочи.
Инженеры против маркетологов
Конечно, есть ниши и целые направления, где российского оборудования просто нет либо оно недостаточно качественное. Как признавал на конференции О. Сосковец, последний министр металлургии СССР и первый вице-премьер России, а ныне президент Российского союза товаропроизводителей, в отечественном металлургическом машиностроении сохранилось лишь около 30% прежних мощностей, а объемы финансирования НИОКР совершенно недостаточны. Тем не менее во многих областях российское оборудование вполне конкурентоспособно, а по соотношению цена/качество оно может дать солидную фору западным образцам, особенно сейчас, когда из-за падения курса рубля резко подорожал импорт.
Однако, как отмечали участники конференции, даже в настоящее время немалая часть клиентов скорее откажется от запланированного проекта, чем приобретет гораздо менее дорогую и достаточно качественную отечественную продукцию. А ежели говорить о цене, то, если бы не слабый рубль, российские поставщики зачастую проигрывали бы китайцам или западному «секонд-хенду». Отечественные компании порой даже не приглашаются к участию в тендерах, хотя им есть что там продемонстрировать. Почему же российские металлурги и трубники так упорно предпочитают импорт?
По мнению металлургов, едва ли не главное конкурентное преимущество мировых грандов — наличие ресурсов для реализации любого металлургического проекта под ключ, целиком и полностью, от начала до конца.
Безусловно, в ряде случаев приобретение более эффективного, передового и качественного оборудования за границей просто необходимо. Увы, далеко не все наши машиностроители сейчас умеют производить. Тяжелые потери отраслевой науки в последние без малого четверть века постоянно дают о себе знать и, очевидно, не будут восполнены и в обозримом будущем.
Инновационная деятельность, которую самостоятельно ведут многие предприятия, практически никак не поддерживается государством. Часто производством передовой продукции у нас занимаются сравнительно небольшие фирмы, которым приходится конкурировать с серьезными корпорациями, присутствующими в отрасли в течение десятилетий и контролирующими значительную долю регионального либо мирового рынка.
Тем не менее наряду с объективными причинами и факторами есть и субъективные. Некоторые преимущества западных поставщиков оборудования перед российскими имеют, можно сказать, нематериальный характер.
Прежде всего это бренд. Ведущие европейские, американские, восточноазиатские производители разнообразной продукции для металлургов хорошо известны на рынке, имеют хорошую репутацию, хотя, безусловно, не застрахованы от ошибок. В России есть несколько примеров того, как «лажали» западные подрядчики, поставляя недостаточно качественное оборудование. Б. Сивак из ВНИИМЕТМАШа, в частности, упоминает в этой связи Уральскую Сталь, Первоуральский новотрубный, Ревякинский металлопрокатный заводы.
Однако преклонение перед иностранщиной, увы, сидит в нас очень глубоко — оно появилось, пожалуй, еще в XVIII в. Поэтому некоторые менеджеры российских металлургических предприятий относятся с откровенным предубеждением к отечественной продукции, априори считая зарубежную более качественной (что верно отнюдь не всегда). В ряде корпораций ответственные посты занимают иностранные менеджеры, которые предпочитают работать со знакомыми им поставщиками и не хотят искать других. Да и в конце концов поехать заключать контракт в Италию и Германию намного притягательнее, чем в Орск или Подмосковье.
Здесь еще следует обратить внимание на то, что российские производители металлургического оборудования — это, как правило, инженерные компании, в основном обращающие внимание на технические характеристики продукции. При этом вопросами дизайна, эргономики у нас еще с советских времен как-то принято пренебрегать, не считать их приоритетными.
В то же время в большинстве западных компаний, уже многие десятилетия работающих в условиях перенасыщенного рынка, первую скрипку играют маркетологи, продавцы. Зарубежные производители, как правило, умеют очень качественно продавать и показывать товар лицом. Европейская, американская техника всегда приятно выглядит. Все чисто, красиво, аккуратно, уложено проводок к проводку. Российская техника по сравнению с ней зачастую не смотрится, хотя, возможно, и ничем не уступает ей, а то и превосходит ее по реальному качеству.
Наконец, за инофирмами нередко стоит государство. Многие контракты на приобретение европейского оборудования заключались по той простой причине, что под эти сделки предоставлялись связанные льготные кредиты, выделяемые государственными агентствами по стимулированию экспорта. В то же время российские компании, как правило, не могут предоставить дешевого финансирования покупок своей продукции. Это, безусловно, серьезное упущение нашего государства, которому, впрочем, в большинстве случаев совершенно безразличны нужды нефинансового и несырьевого секторов отечественной экономики.
Естественно, российские машиностроители пытаются получить от государства хоть какую-то поддержку. Так, ВНИИМЕТМАШ лоббирует включение в государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 г.» в качестве отдельной подпрограммы тяжелого машиностроения и металлургии, а также добивается, чтобы в указ президента РФ о приоритетных направлениях развития входил и такой пункт, как материалы и производственные технологии нового поколения.
Своя программа действий есть и у ОРМЕТО-ЮУМЗ. Руководство компании предлагает разработать и принять закон, согласно которому металлургические предприятия были бы обязаны при заказе нового оборудования рассматривать отечественные машиностроительные заводы в качестве приоритетных поставщиков, а при закупках импортных машин размещать заказы на изготовление основной части оборудования на отечественных заводах.
При этом орские машиностроители весьма отрицательно относятся к локализации в России производства зарубежной техники, как это сделала, в частности, итальянская компания Danieli, в 2013 г. построившая завод Даниели-Волга в Нижегородской области. По мнению С. Бойко, это предприятие, равно как и другие того же профиля, если они появятся в России, будет производить лишь запчасти к иностранному оборудованию, что только увеличит зависимость отечественных заказчиков от заграничного инжиниринга.
В то же время понятно, что административными запретами и ограничениями проблему не решить. Государство могло бы поддержать импортозамещение в российской металлургии в первую очередь путем предоставления предприятиям — заказчикам оборудования недорогого длинного финансирования и принятия широкомасштабных мер по стимулированию инвестиционной и потребительской активности, что создало бы надежный и стабильный рынок сбыта для проката, труб, метизов и прочей металлопродукции. Тогда в условиях слабого рубля у отечественных машиностроителей появился бы реальный шанс продемонстрировать действительные возможности своих изделий.
К сожалению, об этом остается только мечтать. Так что импортозамещение в производстве металлургического оборудования в России будет идти, как и в предыдущие годы, медленно и печально. В России уже есть пример Ярцевского литейно-прокатного завода, в котором проект предусматривал использование исключительно отечественной основной техники. Таким же полностью российским должен стать Братский металлургический завод, что вскоре начнет строиться в Иркутской области. Но все-таки уж очень пока мало подобных проектов…