Мечел-Сервис: «Мы подготовились к ужесточению конкуренции»
Коммерческий директор компании Мечел-Сервис Игорь Дорожкин поделился на площадке открывшейся сегодня на ВДНХ выставки Металл-Экспо оценками прошедшего года и прогнозами на год грядущий.
Игорь Валерьевич, каковы, на ваш взгляд, сегодняшние условия экономики, в которых приходится работать вашей компании (динамика потребления проката в 2015 г., усиление или ослабление конкуренции, условия работы с банками и т.п.)?
2015 г. стал одним из самых сложных как для производителей, так и для продавцов металлопроката. Например, потребление арматурного проката по итогам девяти месяцев снизилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Несмотря на сокращение спроса, на внутреннем рынке появляются новые производственные мощности. В 2013 г. введены в эксплуатацию НЛМК-Калуга, УГМК-Тюмень, в 2014 г. — Северсталь — Сортовой завод Балаково, в следующем году возможен запуск завода Тулачермет-Сталь, Южного стана ЕВРАЗа, производства в Набережных Челнах (Камский металлургический комбинат), увеличение производства Абинского металлургического завода.
В 2014 г. мощности производителей арматурного проката были загружены порядка на 87% (в целом по всем производителям России, включая новые мощности) в сезон и примерно на 74% — в «не сезон». В текущем году загрузка снизилась до 74 и 72% соответственно, и это несмотря на рост экспорта. В 2016 г., по прогнозам, мощности будут загружены на 65 и 57% (с учетом открывающихся новых мощностей) при сохранении текущих объемов экспорта.
И здесь встает вопрос — как металлурги будут использовать эти «лишние» мощности при снижении внутреннего потребления? За каждым процентом загрузки предприятия стоит производственная себестоимость: чем ниже загрузка предприятия, тем хуже финансовый результат. Конечно, на сортовых станах производители могут попробовать выпускать больше фасонного проката или увеличить экспорт заготовки, но, учитывая отрицательную динамику потребления фасона в России и серьезнейшую конкуренцию на рынках полуфабрикатов со стороны турецких производителей, отметим, что такие решения не повлияют существенным образом на загрузку мощностей.
С другой стороны, на вторичном рынке усиливается конкуренция, а при отсутствии платежеспособного спроса любая заявка становится предметом долгих торгов, и нередко металлоторговцы идут навстречу клиенту.
Ситуация сложная. Без роста внутреннего потребления 2016 г. будет очень непростым. Максимальные производственные мощности российских предприятий, выпускающих арматурный прокат, — 1,3 млн т в месяц, при этом внутреннее потребление составляет порядка 850 тыс. т, экспортируется около 100 тыс. т. И это не считая импорта. Несмотря на то что он значительно снизился в 2015 г., его давление на рынок осталось. Анализ цифр позволяет предположить, что некоторые производители в ближайшие год-полтора покинут рынок или существенно снизят объемы производства и скорректируют планы развития.
Что касается макроэкономической среды, в которой функционирует металлоторговый бизнес, нельзя не отметить усложнения доступа к банковским кредитам, а также существенного удорожания кредитных денег. В такой ситуации нашей компании приходится во избежание рисков неплатежей сокращать объемы отгрузок с отсрочкой платежа.
Предвидя такое развитие ситуации, мы уже с 2013 г. подготовились к ужесточению конкуренции и разукрупняем клиентскую базу, максимально облегчаем бизнес-процессы, ускоряем оборачиваемость складских остатков, изыскиваем возможности снижения затрат. Мы также разрабатываем программы лояльности для наших потребителей, работаем над ключевыми показателями, увеличиваем скорость погрузки, максимизируем комплектацию и загрузку транспорта, убыстряем документооборот.
Могли бы вы подвести предварительные итоги деятельности компании Мечел-Сервис в 2015 г.?
В этом году нам удалось увеличить долю на российском рынке балки. В общем объеме профилей, которые производит Челябинский металлургический комбинат (ЧМК), наша доля значительна. На данный момент мы выполнили планы по реализации, на которые ориентировались. Несмотря на снижение потребления листового и фасонного проката в I полугодии, мы увеличили долю на рынке этих продуктов — и хотя пока они не так велики, как хотелось бы, Мечел-Сервис стремится стать здесь весомым игроком.
Продажи арматурного проката снизились относительно прошлого года значительно меньше, чем потребление. Таким образом, в целом наша доля сохранилась, а в некоторых регионах и выросла. Компания продолжает работать над уменьшением товарного остатка при сохранении отгрузок. Наша оборачиваемость улучшается год от года.
Ваша компания большое внимание уделяет развитию и повышению эффективности складской металлоторговли. Что было сделано в этом направлении в 2015 г.?
В 2015 г. с помощью технологии штрихкодирования и терминалов сбора данных мы смогли в среднем за два дня провести годовую инвентаризацию всего металлопроката, находящегося на складах компании. Благодаря внедрению штрихкодирования и электронной очереди на 25% сократилось среднее время обслуживания покупателей. Кроме того, штрихкодирование позволило оптимизировать количество складских работников и сократить до минимума число ошибок при приемке и отгрузке металлопроката.
Что планируется осуществить в 2016 г.?
На 2016 г. мы ставим себе амбициозные цели — сохранить, а в ряде случаев и нарастить доли на рынках металлопроката строительного назначения (в том числе в плоском и трубном прокате) через программы партнерства с другими производителями или дистрибьюторами. Мы также намерены увеличивать количество предлагаемых рынку профилей балки.
Что ваша компания представляет на «Металл-Экспо»? Чего ждете от выставки в этом году?
Металлургические предприятия Группы Мечел представят на выставке образцы своих ключевых продуктов. ЧМК покажет рельсы, профили, шахтные стойки, произведенные на универсальном рельсобалочном стане, Уральская кузница — подошву трака гусеницы, элемент крыла самолета, коленчатый вал дизельного двигателя, элементы запорной арматуры, образцы сплавов, Ижсталь продемонстрирует пакеты прутков, фасонный профиль, Белорецкий металлургический комбинат — стальные пряди, канаты и проволоку, Вяртсильский метизный завод - метизную продукцию. От каждого предприятия на стенде будут участвовать несколько представителей — руководители сбытовых и производственных подразделений.
От компании Мечел-Сервис на выставке посетителей будут встречать на стенде четверо наших менеджеров, курирующих различные направления металлоторговли.
Ждем вас на стенде Мечела №1C06 для обсуждения вопросов взаимовыгодного сотрудничества.