Илья Гущин: в пандемию мы сфокусировались на более тесной работе с потребителями
Вице-президент по продажам Группы НЛМК Илья Гущин в рамках традиционного осеннего пресс-брифинга на "Металл-Экспо" рассказал о влиянии пандемии COVID-19 на рынок стали, ожидаемом уровне металлопотребления, завершенных и запланированных инвестпроектах Группы НЛМК, а также ответил на вопросы журналистов.
Ситуация с распространением COVID-19 продолжает оставаться очень непростой. Был период достаточно бурного роста числа заболевших, потом некоторое затишье и с конца сентября - начала октября снова лавинообразный рост заболеваемости, что не внушает оптимизма. Многие страны ушли на локдаун, некоторые планируют вводить те или иные ограничения.
Как Группа НЛМК выживает в сложившихся условиях? С точки зрения динамики ВВП ситуация в России, Европе и США - ключевых для компании рынках присутствия - падение примерно одинаковое, с ожиданием отскока в 2021 г. Базовый сценарий предполагает падение мирового ВВП в текущем году на 4-5%, с другой стороны, следующем году возможен рост в зависимости от того, насколько человечество будет эффективно противостоять коронавирусной инфекции. Динамика ВВП коррелирует с потреблением стали. В среднем каждое изменение мирового ВВП на 1 п.п. приводит к видимому изменению металлопотребления на 2-3 п.п. В текущей макроэкономической ситуации изменение валового внутреннего продукта будет фактически сопоставимо с изменением потребления стали. В следующем году при ожидаемом росте мирового ВВП на 5% рост спроса на сталь может достичь 4%.
В России падение стального спроса в 2020 г., по нашим оценкам, составит 9% при отскоке на 5% в 2021 г. В Евросоюзе снижение ожидается на уровне 15% при росте в 11% в следующем году, в США падение 16%, а рост 7%.
Что касается текущей рыночной ситуации, то для Группы НЛМК она в целом удовлетворительная. В третьем квартале текущего года деловая активность улучшилась на фоне расширения мер государственной поддержки, а также благодаря отложенному спросу, который способствовал оживлению потребления на наших ключевых рынках. Спрос на сталь и производство в ключевых регионах увеличились по сравнению с предыдущим кварталом одновременно со смягчением ограничений, влиявших на цепочки поставок.
С точки зрения объема продаж и обеспечения загрузки производственных мощностей мы сфокусировались на более тесной работе с потребителем и на глубоком понимании того, что происходит у потребителя в текущий момент. То есть наши службы продаж связывались с клиентами и уточняли, смогут ли они приобрести уже заказанную продукцию. Если такой возможности не было, то мы предлагали продукцию на более позднее время без штрафных санкций, а саму продукцию постепенно выводили на экспорт. Так, в пике примерно 70% продукции, произведенной на российских дивизионах, было реализовано за пределами страны.
Находясь в тесном контакте с ключевыми потребителями, мы составили собственный индекс PMI, на который ориентировались. И если в марте он был очень низким в виду общей неопределенности, то в дальнейшем он стал расти. В итоге летом мы вернули основной объем продукции на ключевой для нас рынок России.
Полную версию обзора читайте в декабрьском номере журнала "Металлоснабжение и сбыт".