Потребитель выбирает экосистемы
Создание экосистем – устойчивый тренд в развитии современного бизнеса. Экосистемные решения все чаще рассматриваются компаниями как возможность максимально удовлетворить потребности клиентов и получить мощное конкурентное преимущество. Понятие бизнес-экосистемы ввел в начале 1990-х годов Джеймс Мур. Он определял ее как «экономическое сообщество, которое состоит из совокупности взаимосвязанных организаций и физических лиц». Экономическое сообщество производит товары и услуги, ценные для потребителя, которые являются частью экосистемы. В состав экосистемы любого предприятия также входят поставщики, ведущие производители, конкуренты и другие заинтересованные стороны.
Крупные корпорации активно создают свои экосистемы. Вслед за мировыми первопроходцами (Apple, Google, Amazon, Alibaba и др.) по этому пути уверенно следуют российские высокотехнологичные компании. Безусловным лидером является Сбер, который давно вышел за границы банкинга, создав единое пользовательское пространство с доступом к услугам и сервисам из самых разных сфер, включая маркетплейс, онлайн-кинотеатр, доставку продуктов из супермаркетов и еды из ресторанов и другое. Аудитория экосистемы Сбера в России – более 100 млн клиентов.
Экосистему успешно конструирует Яндекс, пользовательская аудитория которого оценивается боле чем в 70 млн человек. Она включает как поисковые сервисы, так и онлайн-продажи, агрегатор такси, медиаплатформу, а недавнее приобретение банка дает IT-гиганту возможность развивать финансовые сервисы. В телекоме активно развивает экосистему МТС. Помимо предоставления услуг связи, интернета и ТВ, компания окружает клиентов удобными цифровыми сервисами на все случаи жизни.
Новую бизнес-модель осваивают не только инновационные компании сегментов финтех, IT и телеком, но и промышленные производители. Автомобильные гиганты BMW и Daimler планируют совместно развивать сервисы городской мобильности. Производитель электромобилей Tesla построил для пользователей сеть сервисных центров в партнерстве с отелями, ресторанами и торговыми центрами, а также предложил новые продукты и сервисы эко-дома.
Северсталь, в свою очередь, последовательно развивает экосистему на основе своей дистрибуционной сети. Компания не только совершенствует базовые услуги по реализации металлопроката через обширную сеть филиалов, но и внедряет дополнительные сервисы, в числе которых финансовые решения от банков-партнеров, цифровые сервисы, такие как электронный документооборот, программа лояльности. Цифровизация является ключевым фактором роста экосистем, предоставляя бизнесу новые возможности. Цифровые платформы становятся площадкой для развития сервисов и общения с клиентами. В ходе трансформации в технологическую компанию Северсталь одной из первых внедрила электронную торговлю металлопрокатом. «Северсталь Маркет» – удобный в использовании инструмент быстрых покупок, доступный круглосуточно, с компьютера и телефона. Программа лояльности Plus Северстали предоставляет преимущества пользователям интернет-магазина металлопроката. Программа позволяет копить бонусы с покупок коммерческого сортамента со склада и обменивать их на различные привилегии.
Еще один сервис Северстали для клиентов и партнеров – Metal Processing Hub, платформе, которая объединяет заказчиков и исполнителей в сфере металлообработки.
Для клиентов и партнеров, которым важно ощущать себя в группе единомышленников, создано сообщество «Вместе».
Подробнее читайте в новом выпуске журнала "Металлоснабжение и сбыт".