Комдир УМК Илья Борохович: «Выход на международный рынок помог нам серьезно вырасти»
Уральская Металлообрабатывающая Компания была создана в 2006 году и за очень короткое время сумела заявить о себе не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Об основных вехах развития предприятия в интервью журналу National Business рассказал коммерческий директор УМК Илья Борохович.
– Илья Михайлович, за последние годы – не самые благоприятные для развития экономики – вашему предприятию удалось модернизировать производство, выйти на новые экспортные рынки. Расскажите, какие цели вы ставили перед собой изначально, как менялась стратегия развития компании и что, в конечном итоге, предопределило успешный выход на зарубежные рынки?
– Магнитогорск очень часто называют стальным сердцем России. Логично, что в таких городах возникают металлосервисные и металлообрабатывающие производства. Наше предприятие появилось в 2006 году и сразу нацелилось на выпуск продукции конечных переделов. Начинали с оцинкованных профилей для крепления гипсокартона. На внутреннем рынке тогда уже присутствовала иностранная компания Knauf, располагавшая производственными мощностями в России – преимущественно в центральной полосе страны, и в странах СНГ. Мы сочли, что наше расположение рядом с производителем сырья и практически в центре России позволит нам занять рынки на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. В своих компетенциях в области металлообработки мы не сомневались. Закупив в Украине три линии по производству профилей и один агрегат продольной резки, мы приступили к выпуску оцинкованного профиля для крепления гипсокартона. И быстро заняли свою долю рынка, полностью загрузив мощности производства.
Последующий этап развития компании связан с расширением производственных мощностей и ассортимента выпускаемой продукции. После удачно запущенного проекта по профилям для гипсокартона был заключен договор с южнокорейской фирмой на поставку и запуск высокотехнологичного высокоточного оборудования по производству электросварных водогазопроводных, профильных квадратных и прямоугольных труб, различных типов армирующих и фасадных профилей, а также на поставку агрегатов по продольному роспуску рулонного металлопроката в диапазоне толщин от 0,25 до 4 мм.
Расширение производственных линеек и диверсификация товарного портфеля позволили нашей компании вырасти более чем в 10 раз за эти 15 лет.
Хочу отметить, что наша особая гордость – стальная высокопрочная упаковочная лента (ВУЛ), производство которой мы запустили в 2014 году.
–То есть вы решили перейти на выпуск наукоемкой продукции?
– Да. Производство профилей для гипсокартона – достаточно стандартная технология с низким входом на рынок. В процессах такого рода львиную долю в себестоимости (не менее 95%) составляют затраты на металлопрокат. В высокотехнологичном же производстве себестоимость продукта позволяет поставлять его в дальние регионы и даже на дальний экспорт, тем самым компенсировать транспортное плечо за счет наценки, полученной от технологии и ноу-хау.
– Как этого удалось добиться? Где брали технологии?
– Начиналось все на голом энтузиазме. Задумали производить высокомаржинальный продукт на низкоконкурентном рынке. Первоначальной целью было производство стальных лент для упаковки хлопка, на тот момент производители хлопка переходили от использования проволоки к высокопрочной ленте. Но к моменту реализации проекта производители хлопка переориентировались на упаковку пластиковой лентой. Однако идея создать продукт с высокими прочностными и пластичными характеристиками осталась. Совместно с нашими южнокорейскими партнерами по поставке оборудования был разработан проект по производству стальных высокопрочных упаковочных лент для разных отраслей – металлургия, деревообработка, стекольная промышленность и т.д. В 2014 году мы вышли на рынок с продуктом стандартного качества, который уже присутствовал на российском рынке, и не могли конкурировать с импортной лентой из Германии, равно как и конкурировать на экспорте. Тогда мы обратили взор на Европу. Выбрали самого крутого производителя высокопрочной ленты и оборудования – компанию Signode, а их высокопрочную упаковочную ленту выбрали для себя эталоном. Стали готовиться к выпуску именно такого продукта. Для этого в 2016 году произвели модернизацию производства, привлекая научные институты, специалистов из Европы и Южной Кореи. За два года мы модернизировали производство и совместными усилиями смогли достичь показателей качества, соответствующих всем мировым стандартам.
Сочетания высокой прочности, пластичности, вязкости и сопротивления хрупким разрушениям достигли за счет процесса изотермической закалки (патентирования) ленты, в результате чего лента приобрела характерную микроструктуру. Исследования в этой области позволили найти механизмы управления механическими свойствами материала и создать достаточно широкую линейку выпускаемой продукции с нужными свойствами. В 2016 году мы вышли на рынок с абсолютно другим продуктом и смогли заменить в России корейскую и европейскую высокопрочную упаковочную ленту. Наша работа была отмечена на федеральном уровне: в 2017 году УМК стала номинантом Национальной премии в области импортозамещения, опередив десятки известных российских компаний. Два года подряд – в 2020 и 2021 годах – мы занимали первое место в номинации «Новая география» , второе и третье места в номинации «Экспортер промышленных товаров» на Всероссийском конкурсе «Экспортер года». Ежегодно расширяется география поставок нашей продукции. В 2020 году успешно пройдена ресертификация на соответствие интегрированной системы менеджмента (по самым разным аспектам – менеджмент качества, охрана труда и безопасность, управление предприятием, экология) требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015), ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015), ISO 45001:2018, ГОСТ Р 54934-2012, ГОСТ 12.0.230-2007. Данные сертификаты обязательны для выхода на зарубежный рынок.
– В какие страны осуществляется экспорт? Насколько сложно сегодня присутствовать на зарубежных рынках?
– С 2015 года мы стали поставлять за рубеж примерно треть своей продукции. Труба востребована в СНГ и в прикаспийских государствах. ВУЛ покупает Европа, Северная Америка, ОАЭ, страны Африки – всего около 30 государств.
Ориентированность на международный рынок помогла нам серьезно вырасти. Европейские стандарты, например немецкие, заставили нас серьезно пересмотреть подходы к выпуску продукции. Особенно в производстве ВУЛ, потому что нам приходится конкурировать с очень авторитетными компаниями. Там важна не только цена и соответствие заявленным характеристикам, но и стабильность поставок и качества. Мы стали гибкими, адаптируя упаковочный продукт под требования и стандарты потребителей. Нам пришлось развивать сервис: продал и забыл – это не для Европы. У нас появились там склады, необходимые для сохранения стабильности поставок, а также партнер, который решает вопросы на месте. Вовлеченность в глобальную экономику значительно расширила наш кругозор, усилила позиции компании на внутреннем рынке и позволила нарастить экспорт до 40%.
– Будете ли корректировать стратегию предприятия в ближайшие годы, учитывая происходящие изменения в экономике и в окружающей действительности?
– Мы достигли первоначальных целей, которые ставили перед собой несколько лет назад. У нас есть несколько марок лент, которые отличаются своими прочностными характеристиками и могут применяться в разных отраслях: для упаковки в экстремальных температурных условиях, упаковки крупногабаритного груза, для многоярусной упаковки и штабелирования грузов в порту и т.д. Мы считаем, что это имиджевый для РФ продукт, и специально под эти типы лент был разработан ГОСТ ПНСТ 391-2020. В отличие от пластиковых лент высокопрочная упаковочная лента не требует утилизации и является на 100% рецикличной. Поэтому считаю, что использование ВУЛ будет востребовано еще долгое время.
Дальнейшая наша стратегия будет связана с предоставлением готовых упаковочных решений. Мы планируем поставлять не только ВУЛ, но и оборудование для упаковки грузов, а также осуществлять его сервисное обслуживание. Стандарты настолько быстро меняются, что в некоторые страны без соответствующей упаковки груз могут не принять или не допустить для перевозки. Мы хотим, чтобы сотрудничество с нами служило гарантией качества: если вы используете наши упаковочные решения, то ваша продукция гарантированно проедет любые расстояния на любом виде транспорта в полной сохранности. Такова стратегическая цель развития производства высокопрочной упаковочной ленты.
УМК примет участие в 27-ой Международной промышленной выставке «Металл-Экспо», которая пройдёт с 11 по 13 ноября в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне. Выставка пройдет в трех павильонах ЦВК «Экспоцентр» (№№2, 3, 8), где разместятся ведущие компании черной и цветной металлургии, а также экспозиция «МеталлургМаш», в рамках которой продукцию представят производители и поставщики современного оборудования, технологий, инновационных решений для металлургии и металлообработки. УМК приглашает партнеров и всех гостей выставки посетить свой стенд 22Е25, павильон 2, зал 2.