Проблемы информационного обеспечения российской металлургической промышленности
В рамках деловой программы международной промышленной выставки «Металл-Экспо 2021» состоялось совместное заседание Экспертного совета по тяжелому и нефтегазовому машиностроению и Комитета по металлургии и тяжелому машиностроению Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям».
Как отметил председатель Экспертного совета и Комитета, генеральный директор ГНЦ ФГУП «ЦНИИчермет им. Бардина» Виктор Семенов, проблема информационного обеспечения металлургии очень актуальна. Отрасли необходимо единое информационное пространство.
Один из аспектов этой работы является организация взаимодействия металлургов и машиностроителей. Сейчас зачастую складывается ненормальная ситуация, когда конструкторы, трудящиеся в российских компаниях, не знают физико-механических свойств марок сталей, выплавляемых российскими металлургическими предприятиями, и не имеют рекомендаций к их применению. Нужны справочники и марочники, которые могли бы стать постоянно действующими инструментами для потребителей.
Развитие информационных технологий неизбежно приведет к повышению прозрачности рынка. В США и Канаде разрабатывается концепция промышленного интернета, в котором будут отслеживаться все товарные потоки внутри страны. В систему будут внесены данные о том, где и когда выплавлена партия стальной продукции, какой у нее сортамент и марочный состав, когда и кому она была реализована и отгружена, по какому маршруту следовала, кто выступил торговыми посредниками и конечными потребителями.
По словам Валерия Огаркова, советника Департамента металлургии и материалов Минпромторга, в США эту систему создают, в частности, для противодействия обхода антидемпинговых пошлин и контроля над выполнения требований «Buy American» при реализации проектов с государственным финансированием. То есть, она неизбежно будет распространена и на компании, являющиеся экспортерами стальной продукции в США. Российским металлургам, очевидно, рано или поздно придется присоединиться к аналогичной системе, создаваемой в международных масштабах, или же в РФ нужно будет создавать свой национальный центр сбора и обработки данных, например, в рамках Минпромторга
При этом в России есть примеры действующей информационной стратегии. Так, успешно функционирует Государственная информационная система промышленности (ГИСП), которая на сегодняшний день стала цифровой платформой для всей отрасли. В ней насчитывается более 77 тыс. пользователей, в ней значится свыше 100 тыс. позиций товаров, выпускающихся в России, создано единое окно поиска и получения мер государственной поддержки. По мнению участников Экспертного совета, систему еще можно дополнить отделом технической документации.