Юрий Райков: «Потребление меди зависит от роста экономики»
О ситуации на рынке меди журнал «Металлоснабжение и сбыт» поговорил с Юрием Райковым, генеральным директором института Цветметобработка, доктором экономических наук, кандидатом технических наук.
- Юрий Николаевич, в данный момент реализуется ряд сырьевых проектов по добыче меди. На ваш взгляд, могут ли появиться в ближайшем будущем новые мощности по переработке меди или на данный момент спрос на какие-то новые виды продуктов не просматривается?
- Мы уже, наверное, пару десятилетий анализируем номенклатуру продукции, потребление медной продукции в России. Грубо говоря, если в Советском союзе в последние годы производилось 160 тыс. т медного проката, в конце 1980 гг, то сейчас эта цифра по основным заводам составляет где-то максимум 65 тыс. т. И вот эта цифра фактически многие годы не меняется. Причем, мы анализировали зависимость потребления в России от цены катодной меди на рынке. Как оказалось, никакой корреляции со стоимостью меди практически нет. То есть объемы потребления российского проката не меняются практически, это приблизительно колебания 5-7%. Это касается и меди, и медных сплавов, латуни и т. д.
На экспорт идет в основном не конечный продукт, а полуфабрикаты. Поэтому получается, что все зависит от внутреннего потребления. За счет чего оно должно расти? Если будет рост экономики! А экономика в последние десятилетия колеблется в пределах 1% в год. Потом немножко корректирует Росстат, получается 1,5%. При этих 1-2% идет медленная стагнация. Развития практически нет. Если будет более 3,5% роста, тогда мы увидим и рост внутреннего потребления. Медь – уникальный долговечный материал. И, конечно, потребление меди в мире будет расти. И, я думаю, что и цены будут все-таки потихонечку двигаться вверх.
Ну а мы продолжаем поддерживать тесные контакты с заводами. Осенью вместе с «Металлоснабжение и сбыт» провели конференцию по тяжелым цветным металлам, где собрали всех ведущих производителей, поставщиков. Дает нам новые контакты, новые возможности и выставка «Металл Экспо», где мы находим новых партнеров.
Полную версию интервью читайте в январском выпуске МСС.