Интервью с Евгением Черняковым, заместителем генерального директора Северстали по продажам и операциям
Более трех месяцев Евгений Черняков выступает лидером блока Downstream в должности заместителя генерального директора «Северстали» по продажам и операциям. Журнал «Металлоснабжение и сбыт» поговорил с Евгением Черняковым о том, какие новые проекты и технологии позволят компании пройти через период турбулентности и заложить потенциал для будущего роста.
- Как компания перестраивает цепочки поставок в текущих условиях?
- Ситуация очень непростая, особенно для таких компаний — крупных экспортеров, как «Северсталь». Мы столкнулись с рядом масштабных вызовов: закрытием традиционных для нас экспортных рынков, нарушением цепочек поставок, возросшей конкуренцией на внутреннем рынке. Наши приоритеты в этой ситуации — cохранить производство, людей и выполнить все обязательства перед партнерами.
Сейчас мы работаем над поставками в Азию, на Ближний Восток, в Северную Африку и Индию. Мы видим спрос на нашу продукцию, считаем, что благодаря нашей эффективности можем быть конкурентоспособны на любых рынках. Серьезным препятствием для нас на сегодняшний день является аномально сильный рубль; надеемся, что валютный тренд в ближайшее время развернется. Мы также выстраиваем новые партнерства и логистические цепочки, чтобы снизить негативные последствия для компании от внешних факторов.
Наконец, на российском рынке мы ожидаем роста спроса за счет реализации крупных нацпроектов. Также нам предстоит по-новому взглянуть на сотрудничество с партнерами в странах СНГ. «Северсталь» сейчас присутствует на рынках Беларуси, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии как поставщик продукции для строительной и машиностроительной отраслей.
Мы рассчитываем расширить свое присутствие в сегменте продукции для нефтегазового рынка СНГ и стать одним из поставщиков металлопродукции для инфраструктурных проектов региона. Мы намерены продвигать комплексные решения, включающие проектирование объектов, производство и поставку металлопродукции, изделий и решений на ее базе, а также их адаптацию с учетом индивидуальных потребностей заказчика. Наиболее крупными рынками являются Казахстан и Узбекистан.
- В чем причина нынешнего падения видимого спроса на сталь в России?
- Снижение спроса на российском рынке — ключевая проблема для российских металлургов. Частично эта проблема компенсирована отсутствием импорта: доля импорта в потреблении составляла более 10 %. Тем не менее мы ожидаем падения в этом году примерно на уровне 15 %. 2022-й начался очень позитивно — ростом потребления стали на 13 %. Во втором квартале мы увидели резкое изменение тренда: спрос упал, а те цифры, которые мы получали на данный момент, говорят о том, что мы можем ожидать сохранения этого негативного тренда до конца года.
Думаю, что можно отметить три ключевых фактора, которые повлияли на падение спроса. Во-первых, высокий уровень импортозависимости. Разрывы цепочек поставок из-за рубежа создают серьезные трудности для большинства отраслей. Во-вторых, высокая ставка рефинансирования и рост неопределенности привели к приостановке проектов с участием частного капитала. В-третьих, высокий курс рубля. Хотя мы, «Северсталь», входим в Топ-3 мировых компаний по экономии издержек, даже мы при текущем курсе рубля, при резко выросших расходах на логистическую цепочку, на перевалки, на доставку не можем эффективно продавать на дружественных нам рынках, особенно на дальнем экспорте.
- Что нужно сделать для того, чтобы поднять потребление в России? Что может выступить локомотивом в развитии экономики?
- Мы поддерживаем инициативы Правительства РФ по увеличению металлопотребления в России и принимаем активное участие в реализации инфраструктурных проектов и инициатив в области жилищного строительства.
Инфраструктура для нас является ключевым направлением: дорожное строительство, обустройство портовой инфраструктуры, нефтегазовая транспортная инфраструктура — это очень металлоемкие сегменты. С помощью нашего металлопроката можно решать широкий спектр задач при возведении объектов. У нас есть специальные продуктовые линейки атмосферостойких и высокопрочных сталей. Безусловно, мы готовы на берегу договариваться о параметрах проекта, проговаривать всю линейку металлопродукции и изделий из нее, а также фиксировать позицию на весь проект. Это позволяет не только обеспечить требуемые экономические параметры, закладываемые без качелей по ценам, но и выстроить равномерное обеспечение продукцией строительство объекта с использованием своей сети складов и партнеров. На данный момент мы обладаем настолько широкими компетенциями, что можем взять на себя все функции, связанные с реализацией крупных инфраструктурных проектов – от проектирования до управления объектами.
Еще одним перспективным сегментом является жилищное строительство. В европейских странах, в Америке, в Китае металлопотребление в строительстве в шесть раз больше, чем у нас. Для России это вдвойне актуально, поскольку более 50 % стали используется в строительной отрасли. Сейчас ежегодно вводится 90 млн кв. метров жилья, причем больше половины — это индивидуальное жилищное строительство. Российские девелоперы и строители только сейчас начинают понимать выгоды стального строительства.
Проект жилого многоэтажного дома, который сейчас реализует «Северсталь» в сотрудничестве с одним из девелоперов, подтвердил экономические преимущества стальных решений по сравнению с традиционным монолитным железобетоном при той же конфигурации и площади здания. Сравнительный анализ проектов показывает увеличение стоимости стройматериалов и конструкций на 10 %, однако за счет сокращения втрое сроков строительства от земляных работ до чистовой отделки смета строительства уменьшается на 15 % — и это без учета выгоды от высвобождения полезной площади (4-5 %), которая принесет дополнительную прибыль при продаже квартир. Кроме того, существует ряд дополнительных преимуществ стальных решений, такие как заводской контроль качества конструкций, круглогодичный цикл строительства, высокая готовность помещений к чистовой отделке. Уверен, что пионеры рынка стального строительства получат дополнительные конкурентные преимущества по сравнению с традиционными технологиями.