Отраслевой маркетплейс вторсырья Vtorion намерен обелить рынок лома
Кирилл Райченко, руководитель маркетплейса Vtorion, презентовал коллегам на 2-й Общероссийской конференции «Электронная коммерция на рынке металлов» маркетплейс вторичного сырья. Это цифровая платформа, рассчитанная на продавцов и покупателей металлолома. Формирование конечной цены за тонну происходит во время электронных торгов внутри маркетплейса.
Сырье - стратегический сектор. Слабо оцифрованный, при этом. Самый крупный сегмент рынка вторсырья — лом черных металлов, объем которого в мире составляет 852 млн т, а в России — 38,3 млн т. На лом черных металлов приходится 75% рынка вторсырья внутри страны, еще 9% приходится на лом цветных металлов. В Группе НЛМК, которая и выступила инвестором создания маркетплейса Vtorion, учли потребности покупателей и поставщиков лома и объединили на платформе лучшие практики мирового опыта.
Vtorion готовит независимую аналитику цен на лом, отслеживая ценовую динамику в крупнейших регионах. Причем, цен на лом «на земле», а не только на воротах заводов. А одна из ключевых проблем рынка ломозаготовки — как раз волатильность цен. В 2022 году изменение стоимости лома составляло 140%! Это приводит к необходимости участникам проактивно реагировать на ее изменение. Появление перекупщиков по цепи ломообразования также влияет на конечную стоимость металлолома. Поэтому собственный индекс цен на лом и качественная экспертиза имеют важное значение для проекта.
Новая цифровая платформа позволяет снизить цены для заводов-потребителей лома за счет сокращения цепочки поставки путем прямых контрактов и прозрачных сделок, сократить время сделки для всех участников за счет онлайн-торгов и системы уведомлений, увеличить прибыль небольших ломозаготовителей за счет прямого участия в поставках крупным покупателям. В металлургической отрасли есть потенциал роста прибыли за счет цифровой трансформации примерно на 30%.
Vtorion заменяет сложные и трудоемкие оффлайн-процедуры на быстрые и удобные цифровые сервисы. К апрелю этого года через платформу прошли 1950 поставок, средний тоннаж сделки составил 150 тонн. В месяц объемы закупки выросли в 40 раз. На 16% в месяц увеличивается число новых пользователей. Сейчас на платформе 132 активных пользователя. От заключения сделки до отгрузки проходит не более 12 часов. Каждый второй поставщик заключает повторную сделку в течение 30 дней, что также является хорошим результатом.
Таким образом, Vtorion обеспечивает сквозной процесс купли/продажи вторсырья, объединяя оффлайн и онлайн сервисы, обеспечивая транспарентность ценообразования, обеление рынка и оптимизацию операционных процессов. При этом, как отметил Кирилл Райченко, новый маркетплейс будет развивать новые направления, связанные с переработкой других категорий вторсырья — лома цветных металлов, бумаги, пластика и т.д.