Емкость рынка титана в 2023 году превысила 18 тыс. тонн
На протяжении последних пяти лет объём потребности российского рынка оценивался в 12–13 тысяч тонн титановой продукции. Однако в 2023 году российской промышленности потребовалось более 18 000 тонн продукции из титана. На это благотворно повлиял ряд факторов, в том числе развитие программы по импортозамещению и начало реализации программы отечественного авиастроения. Объём потребления со стороны аэрокосмического рынка составил 59%, в том числе более 40% титановой продукции пришлось на двигателестроительный рынок и более 19% на самолётостроение, вертолетостроение и космическую отрасль в совокупности. Такие данные привел глава маркетинга Корпорации ВСМПО-АВИСМА Дмитрий Курочкин, выступая на конференции Титан-2024, которая проходит в эти дни в Суздале по инициативе Ассоциации Титан. В мероприятии участвуют более 200 человек, включая представительную делегацию из Китая.
Стабильно удерживал уровень спроса на продукцию из титана в 2023 году индустриальный сектор, на долю которого пришлось более 40%, в том числе на общепромышленное применение – 35%, на энергетику около 2%. Потребность со стороны цветной металлургии и химического машиностроения оценивается в 3%. Кроме того, небольшие объёмы были необходимы научно-исследовательским институтам, разработчикам оборудования и сервисным центрами.
При срочных заказах потребность по некоторым видам продукции компенсировалась импортом титанового проката из Китайской Народной Республики.
В России титановую губку производят две компании - АВИСМА, которая является филиалом Корпорации ВСМПО-АВИСМА и расположена в городе Березники и Соликамским магниевым заводом в городе Соликамск.
В 2023 году объём производства губки на АВИСМА составил около 42 000 тонн, СМЗ произвел более 1500 тонн. Сегодня на долю АВИСМА приходится 96% всей произведённой в России титановой губки. АВИСМА наращивает объёмы производства титановой губки, поскольку растет спрос на титановый прокат. На СМЗ объёмы производства остаются стабильными, так как губка не является основным продуктом этого предприятия.
По итогам 2023 года в Россию китайские производители поставили 2715 тонн титановой губки.
На сегодняшний день в России 4 основных производителя слитков из титана и титановых сплавов – Ступинская металлургическая компания, Чепецкий механический завод, Завод вакуумной металлургии и Корпорация ВСМПО-АВИСМА. Более 90% от общего объёма выплавленных российских слитков в 2023 году произведены в Корпорации ВСМПО-АВИСМА. В настоящее время производственные мощности Корпорации оцениваются в более чем 70 000 тонн титановых слитков в двойном переплаве.
В 2023 году объем производства российскими компаниями составил более 63 тысяч тонн титановых слитков, что на 18% больше, чем в 2022 году.
Объём производства УКТМК в 2023 году составил 16000 тонн титановой губки и 6 500 тонн титановых слитков. Более 50% произведённой титановой губки была поставлена на экспорт. Основной объём произведённых титановых слитков, по данным таможенной статистики, был экспортирован во Францию, Корею, Бельгию и Великобританию.
Основными потребителями титановой продукции в российском авиакосмическом сегменте являются предприятия объединённых авиа- и двигателестроительных корпораций, которые производят самолёты и двигатели гражданского, транспортного, специального и военного назначения.
Общая потребность российского авиакосмического рынка в 2023 году составила около 11 000 тонн.
На данный момент наибольший интерес для поставщиков продукции из титана вызывают развитие программ гражданских самолётов SSJ-100 и MS-21 как наиболее титаноёмких. SSJ-100 является прямым конкурентом самолётов Airbus A220 и Embraer второго поколения, а MS-21 – конкурентом узкофюзеляжных самолётов Boeing 737 и AirbusA320. Так же, как и самолёты западных конкурентов, российские авиалайнеры разрабатывались с применением новейших композитных материалов, применение которых невозможно без титана. В долгосрочной перспективе ожидается стабильный рост спроса на этом сегменте рынка.
Второй по величине сегмент титанового рынка в России– индустриальный, где основными потребителями титановой продукции являются ОСК, Росатом, а также предприятия химической промышленности, машиностроения и цветной металлургии.
Также, как и на мировом индустриальном рынке, в Российском индустриальном секторе наблюдается зависимость объёма потребления титановой продукции от реализации различных индустриальных проектов.
Основными проектами, формирующими спрос на титан в судостроительном секторе, являются: строительство специализированных судов ледового класса для освоения Арктики, судов для работы на внутренних водных путях, сторожевых кораблей.
Корпорация Росатом в России ведет работу по строительству новых энергоблоков, а также обеспечивает сервис и модернизацию существующих энергоблоков на АЭС. Для справки: для строительства реактора мощностью 1000 мвт требуется около 250–300 тонн титанового проката.
В связи с тем, что планы Росатом по реализации долгосрочных проектов в западном мире по понятным причинам могут перейти в режим ожидания, и существует вероятность незначительного снижения потребности в продукции из титана для энергетического и нефтегазодобывающего секторов России.
Медицинский сектор в России в настоящий момент потребляет не много титана. Однако ожидается значительный рост спроса на титановый прокат, связанный с постановлением правительства об импортозамещении.
Таким образом, на российском рынке, в среднесрочной перспективе ожидается сдержанный рост потребности в продукции из титана по прогнозам производства авиакосмической отрасли России, а также в связи со стабильным спросом на титановую продукцию со стороны индустриального сектора, преимущественно развивающегося благодаря государственным программам.
В свете текущих событий, ожидается, что ускоренная реализация программ импортозамещения ключевых продуктов, технологий и систем позитивно отразится в спросе на титан как со стороны отечественного авиакосмического сектора, так и со стороны индустриального сектора России.